История музыки

Статьи о музыке » История музыки

Страница 28

“Что молодость, почет, искусность, блеск наград?”

Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:

1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности (“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);

3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории .) и лаконичные номера;

4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем - подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир - одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус);

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии .;

7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения Богу; 2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе” Вальтер

Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он. Жорж де Скюдери

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”, . Для его творчества характерно:

масштабность поэмы;

сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;

рельефные образы;

нагромождение деталей;

господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Подробно о музыке:

Гаэтано Доницетти (1797-1848)
Среди протеже Россини был Гаэтано Доницетти, родившийся в 1797 году. Доницетти был поражен параличом и умер безумцем, но в свои лучшие годы он писал так же быстро, как его наставник. Кроме большого числа опер он написал ряд произведений камерной музыки и множество песен для сольного исполнения. Одн ...

Звуко (и видео-) запись и трансляция музыки в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры
Возникновение технологий фонозаписи и трансляции звука создало предпосылки развития дистантных форм коммуникаций, действующих как во времени, так и в пространстве. В дистантных формах коммуникаций процесс общения опосредован техническими средствами - грамзаписью, радио, телевидением, магнитофонной ...

Приметы и обряды праздника
Праздник включает множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай &q ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru