Анализ практической экспериментальной работы в классах фортепиано, аккомпанемента и в процессе концертмейстерской деятельности

Статьи о музыке » Формирование музыкально- ритмической способности у учащихся (фортепиано) » Анализ практической экспериментальной работы в классах фортепиано, аккомпанемента и в процессе концертмейстерской деятельности

Страница 1

Особенностью профессиональной подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы является ее многогранность. Предметы индивидуального обучения составляют целостный комплекс в формировании истинно культурной, эрудированной личности учителя музыки. Классы фортепиано и аккомпанемента являются естественным центром притяжения многих музыкальных навыков и задачи их прямо направлены на будущую профессиональную деятельность выпускников музыкально-педагогического отделения. Учитель музыки постоянно сталкивается с необходимостью использовать тот или иной навык концертмейстерской работы: помимо уроков ему необходимо аккомпанировать школьному хору, работать с солистами и вокальными ансамблями, выступать в качестве аккомпаниатора в концертах художественной самодеятельности. Кроме того, перед нашими выпускниками стоит перспектива активной и всесторонней музыкально-просветительской деятельности. Важным критерием готовности к ней являются знания музыкальной литературы, различных эпох, стилей, жанров.

Таким образом, свои уроки я строю на единстве образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения и ставлю следующие задачи:

1. Обучить будущего учителя музыки навыкам, необходимым для ведения уроков музыки и внеклассных занятий, навыкам вокального и хорового аккомпанемента, навыкам игры в ансамбле и аккомпанемента собственному пению.

2. Формировать навыки чтения с листа, транспонирования, упрощения фактуры, соединения аккомпанемента с вокальной партией. Все это развивает мыслительные способности учащихся.

3. Ознакомить с большим объемом вокальной литературы разных эпох, стилей и жанров, а также с хоровой, вокальной литературой для детей.

4. Освоить концертмейстерский репертуар общеобразовательной школы и педагогического училища.

5. Формировать рационально-логическое мышление через увеличение сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера.

6. Воспитывать художественный вкус, развивать творческую индивидуальность, расширять общий кругозор.

Все принципы классической дидактики: активность и сознательность обучения, проблемность обучения, доступность, систематичность и последовательность являются методологической основой для развития профессиональных качеств будущего учителя музыки.

Курс обучения навыкам аккомпанемента в педагогическом училище рассчитан на два года: III и IV курсы. Работа в классе аккомпанемента опирается на межпредметную связь специальных дисциплин: фортепиано-вокал-дирижирование.

Наиболее тесные, «родственные узы» связывают класс аккомпанемента с работой фортепианного класса. Владение аккомпаниаторскими навыками зависит от фортепианной культуры учащегося, от того, что дает ему работа в фортепианном классе. Существуют общие закономерности работы над музыкальным произведением, связывающие оба класса. Эти закономерности ярко проявляются, например, в работе над звуком, штрихами, исполнительским туше, техническими трудностями, исполнением сольных эпизодов в фортепианной партии вокальных произведений, работа над выразительным смыслом музыкальной интонации. Бесспорно, что концертмейстерские и аккомпаниаторские навыки в основе своей имеют пианистическую природу.

В работе с учащимися я опиралась на фундамент общего пианистического мастерства. Однако, подготовку концертмейстера можно начинать и на любом уровне владения инстументом. Для этого я с самого начала строю обучение так, чтобы учащиеся непосредственно в работе над аккомпанементом получали недостающие фортепианные навыки. Этим вносится существенный вклад в их общее пианистическое развитие. Универсальные принципы формирования навыков игры на инструменте - автоматизация и выучивание — играют здесь ту же роль, что и в работе над сольными произведениями. Как известно, проблемы пианистической техники тесно связаны с работой в классе фортепиано, но с другой стороны без известного пианистического «подспорья» вряд ли возможна полноценная подготовка концертмейстера. Для формирования такого «подспорья» на первом году обучения я использую фактурный принцип изучения аккомпанементов, которые для начала можно свести к нескольким формулам, например:

• арпеджированные гитарные аккомпанементы, романсы: П-Булахов «Не пробуждай воспоминаний», М-Яковлев «Элегия», А.Спиро «Портрет», АТумилев «Как от ветки родной»;

• чередующиеся басы-аккорды, романсы: М.Глинка «Песня Ильинишны», М.Яковлев «Элегия», А.Титов «Ничего мне на свете не надо .», А.Варламов «Разочарование», П.Булахов «Соловьем залетным», А.Гумилев «Матушка-голубушка»;

• аккомпанементы аккордового типа, романсы: А.Титов «Талисман», П.Булахов «Свиданье», АДюбюк «Не брани меня родная», А.Варламов «Мне жаль тебя», А.Дюбюк «Птичка», А.Титов «Я знал ее милым ребенком».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Музыка - 17 век
Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро ...

Манифест амбициозной венецианской оппозиции
Любители усыпанных сахарной пудрой турумбайских гирлянд могут спокойно проходить мимо этого диска, где патриоты Южной Италии предприняли попытку авторской идентификации композитора, которого мало того, что узнали только в конце XIX века, но и внешне определяют по старинному портрету какогото пухле ...

В. Высоцкий - Он был чистого слога слуга...
Братские могилы На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают- К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. А в Вечном о ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru