Анализ практической экспериментальной работы в классах фортепиано, аккомпанемента и в процессе концертмейстерской деятельности

Статьи о музыке » Формирование музыкально- ритмической способности у учащихся (фортепиано) » Анализ практической экспериментальной работы в классах фортепиано, аккомпанемента и в процессе концертмейстерской деятельности

Страница 5

В этой пьесе простота фактурных средств сочетается с воплощением глубоких душевных переживаний. Обсуждая характер мелодии, говорю студентке, что по сути - это широко льющаяся лирическая песня, пронизанная ярким национальным колоритом. При этом замечаю, что ее простой ритмический рисунок не может быть передан лишь элементарной точностью воспроизведения длительностей. Здесь заходит речь об агогике, о том, что единство темпа (о нем будет сказано ниже) не противоречит небольшим отклонениям от него, обусловленным теми или иными художественными задачами. Иначе исполнение будет невыразительным, автоматичным. Обсуждаем небольшие замедления или ускорения внутри фраз, которые необходимы для рельефного выявления наиболее значительных интонаций мелодии. Так, уже первая фраза, начинающаяся со скорбной «молящей» интонации (до—соль), исполняется на широком дыхании с постепенным ниспадающим движением мелодии на di-minuendo. Подобными образными красками характеризуются и все последующие построения первой части пьесы. В них важно показать не только рельефное интонирование половинных нот, но и мелодическое движение восьмыми в речитативной, свободной манере.

Этой студентке свойственнен такой исполнительский недостаток, имеющий прямое отношение к чувству ритма, как дефекты темпа (ничем неоправданные замедления, ускорения, неустойчивость в движении вообще). В данном произведении она грешила неопределённостью первоначально взятого темпа и так называемым «загоном» темпа во второй половине пьесы. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что причиной «загона» могут быть вновь появившиеся синкопы в партии левой руки. Призывая к некоторой взволнованности, ощущению внутреннего движения они отнюдь не дают права

ускорять темп.

Я считаю, что основным средством сохранения единства темпа служит ясное ощущение учащимся счетной единицы или ритмического пульса, осознание которого очень важно для исполнения многих произведений. Единицей пульса служит длительность, положенная в основу строения произведения. По моей просьбе студентка определяет, что в данной пьесе это четверть.

Для преодоления и искоренения этих проблем я использовала следующие методы работы:

1. Попросила учащуюся перед началом исполнения мысленно сопоставить первоначальный темп с каким-нибудь местом в дальнейшем развитии сочинения. Указала на то, что особенно важно мысленно пропеть начало произведения в темпе, осознанном как наиболее подходящий и верный, для того, чтобы перед началом исполнения уже почувствовать себя в нужной ритмической среде. Доля случайности и приблизительности в установлении первоначального темпа этим способом значительно ограничивается.

2. Прошу учащуюся сделать искусственную остановку в ходе исполнения произведения, громко и точно просчитать два – три пустых такта, а затем вновь возобновить игру.

3. Совместно со студенткой находим «неблагополучные» по темпу отдельные фрагменты и, применяя методический приём сопоставления, «стыкуем» их с начальными тактами пьесы.

В результате длительной, но при этом творческой работы, студентка избавилась от вышеизложенных проблем, эмоционально и образно исполнила пьесу на контрольном уроке.

Далее хочу показать, как в классе хорового дирижирования по просьбе педагога концертмейстер на уроках проверяет исполнение учащимся школьного репертуара.

Например, студентка Лена В., 2-й курс (Возраст 16 лет, темперамент: Лена относится к смешанному психологическому типу, в ней есть черты флегматика и меланхолика, т.е. она склонна испытывать дискомфорт в ситуациях, неуверенна в себе. Движения ее сдержанны, но внутренне обладает глубокими эмоциональными переживаниями, тактична, отзывчива, волевая. Черты характера: скромная, трудолюбивая, замкнутая. Внимание сосредоточено, но может растеряться. На уроках работаем психологическим методом доверительного общения, ставим проблемные ситуации. При неуверенности в себе, находим в Лене лучшие качества личности, от них отталкиваемся, помогаем поверить в свои силы).

С этой учащейся я разучивала на уроке песню А.Пахмутовой на слова С.Гребенникова «Утро, здравствуй» из школьного профрепертуара. В этой песне встречается полиритмическое сочетание двух восьмых с триолями и ей никак не удавалось спеть эту мелодию восьмыми длительностями одновременно, играя аккомпанемент триолями:

Пахмутова.«Утро, здравствуй!»

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Гармоника в казахской музыкальной культуре ХIХ века
В первой половине ХIХ века в музыкальном быту Австрии, Германии, Франции, Италии, других западноевропейских стран появилась гармоника. К концу ХIХ столетия она стала здесь одним из наиболее распространенных народных музыкальных инструментов. Аналогичная ситуация сложилась на территории бывших со ...

Основные этапы развития советской музыкальной культуры
1917-1920 «Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и утверждения коммунизма. Социализм восторжествовал в Стране Советов, одержал решающие победы в странах народной демократии, стал практическим делом сотен миллионов людей, ...

Almighty
Almighty Еще до образования этой шотландской хард-роковой команды трое ее будущих участников (Рики Уорвик, Флойд Ландан и Стампи Манро) играли вместе в "Impact" и "Rough charm". Уорвик затем подался в "New model army", но пребывание его там было недолгим и после тура ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru