Развитие русского хорового исполнительства в России

Статьи о музыке » Развитие русского хорового исполнительства в России

Страница 11

После солистов вступает весь хор, сначала тенора и басы, после к ним присоединяются сопрано и альты.

В мелодии важно выделить каждое слово, так как оно несет смысловую нагрузку, тем более, что над нотами обозначены акценты. Композитор использует элемент иммитационный полифонии, со вступлением каждой партии звучит все более решительнее, заканчивается этот эпизод на .

После решительного , звучит спокойная и строгая мелодия, она является завершением I части.

II-часть отличается от I части не только динамическими оттенками но и темповым отклонением и характером. Она звучит в новой тональности-

темп еще медленнее чем в I части .

II- часть по объему самая короткая, она написана в строгом хоральном изложении, и представляет собой лишь краткий эпизод. Единый динамический оттенок на протяжении всей части - pp.

Заканчивается II – часть словами”…тот кто всю жизнь смело до конца отдает за правду”, на тонике в основной тональности

Помимо смены тональности здесь происходит смена размера темпа. После длительной ферматы, темп с меняется на , а размер ¾ , переходит на 4/4.

II – часть фуга, звучит в темпе

Развернутая финальная фуга по длительности превышает обе предыдущие части. Голоса в экспозиции группируются попарно со стретным вступлением четких голосов

Длительное распевание слогов в середине III части придает концерту насыщенность и красоту. Голоса в каждой партии поют поочередно распевая слог, который равен целой ноте. Распев одного слова начинается на третью долю такта, а заканчивается на вторую.

Фуга – есть кульминация всего концерта, здесь происходит нарастание мелодии, которое приводит к . после проведения мелодии альтами и басами на , плотное насыщенное звучание меняется на едва уловимый хорал, который и заканчивает весь концерт словами”…Кто всю жизнь свою отдает за правду…”.

Хоровой концерт № 32 написан в сложной 3-х частной форме для 4-х голосного смешанного хора и солистов. I часть – 58 тактов, II – часть - 32 такта и III часть – 112 тактов. Фактура концерта гомофонно-гармоническая с полифоническим изложением. I и II части написаны аккордовой фактурой с элементами иммитационной полифонии, III – часть фуга, здесь каждая партия проводит свою тему поочередно. Характер фактуры определяет и внутреннее движение хора: голоса то сходятся, то образуют плотную многоголосную ткань. Композитор по разному излагает фразы , аккорды. Звукоизобразительность часто возникает как импульсный отклик на текст псалма. В музыке Бортнянский передает мольбу человека различными музыкальными средствами выразительности: акцентами, паузами, сменой темпа и ритма.

Характер движения мелодии таится в народно-песенных истоках. Различные ходы на квинту, сексту, октаву, сменяются плавной поступенностью, опеваниями исходного звука. Мягкая поступенность с движением мелодии вниз к тонике, иногда заканчивается резким широким ходом. На протяжении всего Концерта встречаются отклонения от основной тональности , в тональности

Это может изобразить схематически: Как видно из схемы, композитор не использует широкий круг тональностей: I часть полностью звучит в , во II части ярко выражен переход в

а затем в , заканчивается II часть в

III - часть Гармонический язык сложен, он отличается большой насыщенностью альтерированных звуков, аккордов: VI7 , IV7, 1,3 ум.7, Д3→ t , VIIн, что требует большой работы над гармоническим ансамблем.

Большое внимание уделяется ритмическому ансамблю, определенную трудность составляет акценты, переменность, движение восьмых нот в партии басов. Вокальное исполнение такого ритма нелегко. При исполнении попросить, чтобы певцы допевали ноту с точкой до конца, не заменяя точку паузой и не прерывая вокальную линию, а акценты чтобы прозвучали спокойно, без суетливости. Прежде чем добиться общего ритмического ансамбля необходимо, чтобы в отдельных партиях был мелодический и ритмический ансамбль. Для сохранения ритма необходимо, чтобы шестнадцатую ноту исполняли легко, коротко и остро, непосредственно перед следующим ударом, как бы присоединяя ее к началу новой доли, это касается всего хора. Многие ритмические трудности связаны с переменностью размера, темпа. При исполнении этого концерта необходимо непрерывно ощущать пульсации метрических долей, вступлению хора в новом темпе должен предшествовать ауфтакт дирижера.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Подробно о музыке:

Винченцо Беллини (1801-1835)
Третьим из этой группы великих композиторов был Винченцо Беллини, самый молодой из них. Он умер от внезапного приступа дизентерии в возрасте 33 лет. Произведения его были необыкновенно мелодичны и грациозны. Его музыкой всегда восхищался Шопен. Письма Беллини раскрывают его как человека злобного, ...

Стиль Garage
В то время как чикагские Dj экспериментировали с драм-машиной нью-йоркские Dj в стенах клуба Paradise Garage под руководством Larry Levan родили другое, не уступающее в популярности на танц-поле House направление - Garage (по названию клуба). Большой вклад в дело строительства гаража внесли также ...

Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и те ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru