Развитие русского хорового исполнительства в России

Статьи о музыке » Развитие русского хорового исполнительства в России

Страница 11

После солистов вступает весь хор, сначала тенора и басы, после к ним присоединяются сопрано и альты.

В мелодии важно выделить каждое слово, так как оно несет смысловую нагрузку, тем более, что над нотами обозначены акценты. Композитор использует элемент иммитационный полифонии, со вступлением каждой партии звучит все более решительнее, заканчивается этот эпизод на .

После решительного , звучит спокойная и строгая мелодия, она является завершением I части.

II-часть отличается от I части не только динамическими оттенками но и темповым отклонением и характером. Она звучит в новой тональности-

темп еще медленнее чем в I части .

II- часть по объему самая короткая, она написана в строгом хоральном изложении, и представляет собой лишь краткий эпизод. Единый динамический оттенок на протяжении всей части - pp.

Заканчивается II – часть словами”…тот кто всю жизнь смело до конца отдает за правду”, на тонике в основной тональности

Помимо смены тональности здесь происходит смена размера темпа. После длительной ферматы, темп с меняется на , а размер ¾ , переходит на 4/4.

II – часть фуга, звучит в темпе

Развернутая финальная фуга по длительности превышает обе предыдущие части. Голоса в экспозиции группируются попарно со стретным вступлением четких голосов

Длительное распевание слогов в середине III части придает концерту насыщенность и красоту. Голоса в каждой партии поют поочередно распевая слог, который равен целой ноте. Распев одного слова начинается на третью долю такта, а заканчивается на вторую.

Фуга – есть кульминация всего концерта, здесь происходит нарастание мелодии, которое приводит к . после проведения мелодии альтами и басами на , плотное насыщенное звучание меняется на едва уловимый хорал, который и заканчивает весь концерт словами”…Кто всю жизнь свою отдает за правду…”.

Хоровой концерт № 32 написан в сложной 3-х частной форме для 4-х голосного смешанного хора и солистов. I часть – 58 тактов, II – часть - 32 такта и III часть – 112 тактов. Фактура концерта гомофонно-гармоническая с полифоническим изложением. I и II части написаны аккордовой фактурой с элементами иммитационной полифонии, III – часть фуга, здесь каждая партия проводит свою тему поочередно. Характер фактуры определяет и внутреннее движение хора: голоса то сходятся, то образуют плотную многоголосную ткань. Композитор по разному излагает фразы , аккорды. Звукоизобразительность часто возникает как импульсный отклик на текст псалма. В музыке Бортнянский передает мольбу человека различными музыкальными средствами выразительности: акцентами, паузами, сменой темпа и ритма.

Характер движения мелодии таится в народно-песенных истоках. Различные ходы на квинту, сексту, октаву, сменяются плавной поступенностью, опеваниями исходного звука. Мягкая поступенность с движением мелодии вниз к тонике, иногда заканчивается резким широким ходом. На протяжении всего Концерта встречаются отклонения от основной тональности , в тональности

Это может изобразить схематически: Как видно из схемы, композитор не использует широкий круг тональностей: I часть полностью звучит в , во II части ярко выражен переход в

а затем в , заканчивается II часть в

III - часть Гармонический язык сложен, он отличается большой насыщенностью альтерированных звуков, аккордов: VI7 , IV7, 1,3 ум.7, Д3→ t , VIIн, что требует большой работы над гармоническим ансамблем.

Большое внимание уделяется ритмическому ансамблю, определенную трудность составляет акценты, переменность, движение восьмых нот в партии басов. Вокальное исполнение такого ритма нелегко. При исполнении попросить, чтобы певцы допевали ноту с точкой до конца, не заменяя точку паузой и не прерывая вокальную линию, а акценты чтобы прозвучали спокойно, без суетливости. Прежде чем добиться общего ритмического ансамбля необходимо, чтобы в отдельных партиях был мелодический и ритмический ансамбль. Для сохранения ритма необходимо, чтобы шестнадцатую ноту исполняли легко, коротко и остро, непосредственно перед следующим ударом, как бы присоединяя ее к началу новой доли, это касается всего хора. Многие ритмические трудности связаны с переменностью размера, темпа. При исполнении этого концерта необходимо непрерывно ощущать пульсации метрических долей, вступлению хора в новом темпе должен предшествовать ауфтакт дирижера.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Подробно о музыке:

Рок 90-х
Рок 90-х можно охарактиризовать одним направлением и одной группой - гранж и «Nirvana». Устав от долгого засилия поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж отличает вызывающее поведение и скорост ...

Amorphis
Amorphis Получивший свое название от греческого "Amorphous" (т.е. не имеющий формы), финский проект "Amorphis" смог скрестить дэт с элементами прог-рока 70-х и психоделии. Основателями группы были гитарист Еса Холопайнен и ударник Ян Рехбергер. Дело происходило в 1990 году, когд ...

Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бел ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru