Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов

Статьи о музыке » Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов

Страница 1

Под формированием мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов мы понимаем процесс их ситуативного и личностного развития в период обучения. По нашему мнению, необходимо кратко остановиться на употреблении терминов “формирование” и “развитие” в психолого-педагогической литературе.

С одной стороны, термин “формирование” по отношению к человеку определяют, как последнюю заключительную фазу его развития, как “придание” окончательной формы”. Однако по данным психофизиологических исследований процесс формирования психических функций человека заканчивается лишь к 25 –27 годам, т.е. к моменту окончания вуза, колледжа этот процесс находится в стадии развития. Поэтому термин “развитие” наиболее соответствует содержанию проблемы. С другой стороны, понятие “формирование”, используемое в педагогике, “углубляет феномен развития”, включая в себя в отличие от целенаправленного процесса воспитания и обучения множество внешних стихийных влияний (Г.И.Щукина). Интерес представляет третья точка зрения, согласно которой учебную деятельность, ее мотивацию связывают с внешним воздействием на личность субъекта, а развитие – с динамикой внутренних потенций – способностей. Джон Дьюи пишет: “Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей – идеи о том, что обучение это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях, и идеи о том, что обучение это формирование, идущее извне…” (1, 190).

Поскольку становление мотивов музыкальной деятельности студентов предполагает оба пути воздействия, на наш взгляд, возможно использование обоих терминов.

Многочисленные исследования, проведенные по вопросам формирования мотивов учебной деятельности, рассматривают ее в двух аспектах: содержательном, с точки зрения структуры мотивационной сферы и ее составляющих, и динамическом, с точки зрения происходящих в ней изменений (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Г.И.Щукина, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконин, В,В,Давыдов, В.Д.Шадриков и др.)

В работах психологов подчеркивается, что мотивы учебной деятельности в своей совокупности образуют иерархическую систему с определенными уровнями доминирования. Особое место в этой системе занимает познавательный интерес.

Выделение проблемы интереса как важнейшей, занимающей ведущую роль в психолого-педагогических исследованиях учебной деятельности, обусловлено тем, что интерес является внутренним мотивом деятельности, т.е. осознанным эмоционально привлекательным “предметом” потребности, действующим естественным образом, без специально поставленной “задачи на смысл”, на осознание в системе значений.

Имеющая давние традиции проблема интереса рассматривалась в классической педагогике как важный фактор развития личности, внутренний механизм обучения (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, И,Ф,Гербарт и др.). Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности. Понятие “интерес” трактуется в литературе очень широко, от связывания его с отдельными побуждениями мотивационной сферы – мотивами, отношениями до отождествлениями с направленностью личности и представления его как совокупности проявлений ее активности. Наиболее полно, на наш взгляд, это понятие выражает следующее: “Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение…к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности” (2, 11). А.К.Маркова рассматривает интерес как интегральный показатель мотивации, как результат мотивационных изменений личности и обосновывает положение о принципиальной возможности управлять состоянием интереса через перестойку мотивационной сферы, становление отдельных ее компонентов – смыслов, мотивов, целей, эмоций(3). Отсюда следует вывод, что наличие интереса субъекта к музыкально-педагогической деятельности выступает показателем сформированности мотивов этой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Скрипка
Пожалуй, самый известный инструмент из оркестровых, для нее написано огромное количество как сольных произведений, так и сольных кусков в оркестровых сочинениях (т.е. одна скрипка отделяется от остальной группы и становится на время главным "действующим лицом"). Очень красивый звук. Расск ...

Рука, ее значение в жизнедеятельности человека; специфические особенности ее двигательных действий
1. Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвиж­ных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют ис­ключительное значение во всех ее действиях. 2. В отличие от других част ...

Жорж Бизе (1838-1875)
Жорж Визе являет собой классический пример композитора, которого помнят по одному шедевру — опере "Кармен". Его ранние оперы, такие, как "Искатели жемчуга" и "Пертская красавица", иногда исполняются и сегодня, но все-таки они никогда не были популярными. Однако с " ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru