Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов

Статьи о музыке » Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов

Страница 2

Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов – это двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает развитие личностно смыслового познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения студентов к собственной музыкальной деятельности. На втором, высшем уровне, ставится задача формирования будущим учителем мотивов музыкальной деятельности у младших школьников.

Важнейшим фактором формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов выступает организация педагогической работы в этом направлении.

Практика показывает, что доминирующим направлением в учебном процессе педвуза, педколледжа остается предметно-познавательный подход к музыкальным занятиям, в большинстве случаев основанный на “информационном”, монологическом методе работы преподавателя со студентами. Это препятствует развитию музыкально-творческих способностей будущего учителя, дает минимальную возможность для художественного общения. Организация учебных занятий как совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности, выступает педагогическим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность будущему учителю осуществлять индивидуальное целеполагание.

В реальной педагогической практике внешне заданная цель не имеет такой значимости для студента, какую она имеет для преподавателя. Никакие доводы, доказательства того, что классическая музыка прекрасна, что она доставляет наслаждение, духовно возвышает личность не приведут студента к желаемой, с точки зрения преподавателя, музыкальной деятельности, не сформируют мотивацию, пока эта деятельность не приобретет такой же ценностный статус, какой она имеет у педагога. П.В.Симонов пишет: “Прямая апелляция к сознанию, формальное ознакомление студента с системой социальных ценностей и норм малоэффективны, о чем свидетельствуют дефекты воспитательной практики” (4). Цели, поставленные сверху, внешнее целеполагание не могут оказать глубокого влияния на личность, а деятельность будет мотивироваться скорее внешними “отрицательными” мотивами. Логика развития музыкально-педагогической деятельности определяется движением от потребности к цели, поставленной самим студентом. Проблема формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов, по сути, есть проблема целеобразования этой деятельности. Наш вывод подтверждается существующими психолого-педагогическими исследованиями, выдвигающими на первое место проблему целеполагающей активности личности ( Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, А.К.Маркова, М.В.Матюхина и др.).

В результате исследования сложных видов целеобразования в учебной деятельности студентов Р.Р.Бибрих приходит к выводу, что формирование целостной структуры целей учебной деятельности не только определяется мотивацией, но, в свою очередь, влияет на ее развитие, на превращение из понимаемой, знаемой в реально действующую.(5) Овладение приемами целеполагания характеризует, по А.К.Марковой, еще более высокий уровень активности и зрелости мотивационной сферы личности.

Выводы психологов, педагогов, наши собственные размышления о больших возможностях развития мотивов учебной деятельности через процесс целеполагания убеждают нас рассматривать целеполагающую активность студентов как главное педагогическое средство формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности, как его сисемообразующий фактор.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Музыкальная письменность Древней Руси
Древнерусскую профессиональную музыку записывали знаками безлинейной невменной нотации. Это знаковое, или знаменное (от слав. знамя — "знак") письмо имело немало разновидностей. На протяжении XI—XVII вв. возникали и исчезали нотации, сменяя друг друга, и лишь одна из них — столповая знам ...

Шуман, Роберт Александр
Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля ...

Новые музыкальные технологии
а)Преподавание музыки на принципах развивающего обучения Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеет ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой. Сегодня почти каждый ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru