Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов – это двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает развитие личностно смыслового познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения студентов к собственной музыкальной деятельности. На втором, высшем уровне, ставится задача формирования будущим учителем мотивов музыкальной деятельности у младших школьников.
Важнейшим фактором формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов выступает организация педагогической работы в этом направлении.
Практика показывает, что доминирующим направлением в учебном процессе педвуза, педколледжа остается предметно-познавательный подход к музыкальным занятиям, в большинстве случаев основанный на “информационном”, монологическом методе работы преподавателя со студентами. Это препятствует развитию музыкально-творческих способностей будущего учителя, дает минимальную возможность для художественного общения. Организация учебных занятий как совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности, выступает педагогическим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность будущему учителю осуществлять индивидуальное целеполагание.
В реальной педагогической практике внешне заданная цель не имеет такой значимости для студента, какую она имеет для преподавателя. Никакие доводы, доказательства того, что классическая музыка прекрасна, что она доставляет наслаждение, духовно возвышает личность не приведут студента к желаемой, с точки зрения преподавателя, музыкальной деятельности, не сформируют мотивацию, пока эта деятельность не приобретет такой же ценностный статус, какой она имеет у педагога. П.В.Симонов пишет: “Прямая апелляция к сознанию, формальное ознакомление студента с системой социальных ценностей и норм малоэффективны, о чем свидетельствуют дефекты воспитательной практики” (4). Цели, поставленные сверху, внешнее целеполагание не могут оказать глубокого влияния на личность, а деятельность будет мотивироваться скорее внешними “отрицательными” мотивами. Логика развития музыкально-педагогической деятельности определяется движением от потребности к цели, поставленной самим студентом. Проблема формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов, по сути, есть проблема целеобразования этой деятельности. Наш вывод подтверждается существующими психолого-педагогическими исследованиями, выдвигающими на первое место проблему целеполагающей активности личности ( Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, А.К.Маркова, М.В.Матюхина и др.).
В результате исследования сложных видов целеобразования в учебной деятельности студентов Р.Р.Бибрих приходит к выводу, что формирование целостной структуры целей учебной деятельности не только определяется мотивацией, но, в свою очередь, влияет на ее развитие, на превращение из понимаемой, знаемой в реально действующую.(5) Овладение приемами целеполагания характеризует, по А.К.Марковой, еще более высокий уровень активности и зрелости мотивационной сферы личности.
Выводы психологов, педагогов, наши собственные размышления о больших возможностях развития мотивов учебной деятельности через процесс целеполагания убеждают нас рассматривать целеполагающую активность студентов как главное педагогическое средство формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности, как его сисемообразующий фактор.
Подробно о музыке:
В. Высоцкий - Он был чистого слога слуга...
Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают-
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном о ...
Ранние формы русского многоголосия
Строчное и демественное многоголосие
В XVII в. активно развивается многоголосная хоровая культура. Можно выделить два типа хорового многоголосия: один — национальный русский — демественное пение и троестрочное (строчное), другой — западноевропейский — партесные четырехголосные гармонизации древне ...
Black symphony
Black symphony
Эту техничную металлическую команду в 1993 году основал канадский гитарист Рик Плестер. Кроме любви к музыке у этого парня также был большой интерес к спорту – ведь он являлся профессиональным хоккеистом и играл в лигах "IHL", "RHI", "WCHL". Плестера да ...