Как известно, понятие цели в психологии употребляется в двух значениях: как образ предстоящей деятельности и как результат достижения. Мы принимаем понятие цели во втором его значении и понимаем под процессом целеполагания определение и осознание студентами целей своей музыкальной деятельности.
Основываясь на теории деятельности Х.Хекхаузена, В.И.Чирков рассматривает учебную деятельность как частную форму деятельности достижения, основанную на потребности достижения, а О.С.Гребенюк выделяет три вида потребности, актуализация которых формирует мотивацию учебной деятельности: познавательную потребность, потребность в достижении и потребность в общении (6).
Соглашаясь с авторами, мы считаем, что музыкально-педагогическая деятельность имеет свою специфику, обусловленную природой ее предмета – музыкального искусства, а поэтому она должна рассматриваться не только с точки зрения этих потребностей. Выявление структуры смыслообразующего мотива музыкально-педагогической деятельности показывает, что данная деятельность должна рассматриваться также в связи с потребностью ценности, значимости данной деятельности для личности, ее творческого потенциала.
В основе процесса формирования мотивов данной деятельности лежат, на наш взгляд, следующие потребности:
потребность в познании;
потребность в общении;
потребность в творчестве, самовыражении;
потребность в переживании ценности деятельности;
потребность в достижении целей деятельности.
Музыкальное познание как одна из целей учебной музыкальной деятельности традиционно ограничивается академическими жанрами классической музыки, что значительно затрудняет возможность совместной деятельности преподавателя и студентов. В связи с тем, что опыт художественного общения у многих студентов представлен различными жанрами искусства, общение с классикой, оставаясь “малознаемым”, не является для них мотивационно значимым. Наш подход к формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности предусматривает расширение сферы художественного общения посредством включения жанров народной, современной музыки, что обеспечивает большое поле выбора и возможность участия в совместной деятельности каждого студента в соответствии со своими музыкальными способностями и интересами. Эта позиция выступает третьим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя.
Реализация рассмотренных выше педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности возможна лишь в ситуации свободного выбора студентами содержания, форм музыкальной активности. Выбор выступает не только условием, но и средством обеспечения данного процесса. Обосновывая принцип активного, действенного выбора А.В.Карпов пишет: “…принцип активного выбора, реализуемый в таких организационных формах, как “обучение через выбор” и “воспитание через выбор”, характеризуется существенно большей эффективностью, нежели многие другие организационные формы дидактических и воспитательных воздействий. Данный принцип трансформирует исходную позицию учащегося, когда он из объекта педагогического процесса становится также и его субъектом.”(7) Свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности является четвертым необходимым условием формирования мотивов.
Таким образом, формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов может быть эффективным, если:
Подробно о музыке:
Юрий Панюшкин, артист, бард
Так что же произошло потом? Именно произошло. Какою дивной властью обладал
человек, сумевший в меня, "уже" тринадцатилетнего, одной песней вместить и
тот таежный аэродром, и горный распадок, и забытую Богом палатку, и
разбитый самолет?
Да. Тогда в шестьдесят пятом я услышал Песн ...
Организационно правовой блок
Исполнительный продюсер. Является правой рукой генерального продюсера. Он решает вопросы управленческого, творческого и финансового характера, но окончательное решение принимает генеральный продюсер.
Директор группы. Принимает участие во всех делах группы, выезжает вместе с ними на гастроли, реша ...
Творческий путь композитора
Творческий путь Георгия Васильевича Свиридова никак не назовешь легким, а его жизнь - безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду. Первые сочинения Свиридова - романсы на стихи А. Пушкина - сделали его имя известным еще в 1935 году. Однако подлинная ...