Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов

Статьи о музыке » Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов

Страница 3

Как известно, понятие цели в психологии употребляется в двух значениях: как образ предстоящей деятельности и как результат достижения. Мы принимаем понятие цели во втором его значении и понимаем под процессом целеполагания определение и осознание студентами целей своей музыкальной деятельности.

Основываясь на теории деятельности Х.Хекхаузена, В.И.Чирков рассматривает учебную деятельность как частную форму деятельности достижения, основанную на потребности достижения, а О.С.Гребенюк выделяет три вида потребности, актуализация которых формирует мотивацию учебной деятельности: познавательную потребность, потребность в достижении и потребность в общении (6).

Соглашаясь с авторами, мы считаем, что музыкально-педагогическая деятельность имеет свою специфику, обусловленную природой ее предмета – музыкального искусства, а поэтому она должна рассматриваться не только с точки зрения этих потребностей. Выявление структуры смыслообразующего мотива музыкально-педагогической деятельности показывает, что данная деятельность должна рассматриваться также в связи с потребностью ценности, значимости данной деятельности для личности, ее творческого потенциала.

В основе процесса формирования мотивов данной деятельности лежат, на наш взгляд, следующие потребности:

потребность в познании;

потребность в общении;

потребность в творчестве, самовыражении;

потребность в переживании ценности деятельности;

потребность в достижении целей деятельности.

Музыкальное познание как одна из целей учебной музыкальной деятельности традиционно ограничивается академическими жанрами классической музыки, что значительно затрудняет возможность совместной деятельности преподавателя и студентов. В связи с тем, что опыт художественного общения у многих студентов представлен различными жанрами искусства, общение с классикой, оставаясь “малознаемым”, не является для них мотивационно значимым. Наш подход к формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности предусматривает расширение сферы художественного общения посредством включения жанров народной, современной музыки, что обеспечивает большое поле выбора и возможность участия в совместной деятельности каждого студента в соответствии со своими музыкальными способностями и интересами. Эта позиция выступает третьим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя.

Реализация рассмотренных выше педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности возможна лишь в ситуации свободного выбора студентами содержания, форм музыкальной активности. Выбор выступает не только условием, но и средством обеспечения данного процесса. Обосновывая принцип активного, действенного выбора А.В.Карпов пишет: “…принцип активного выбора, реализуемый в таких организационных формах, как “обучение через выбор” и “воспитание через выбор”, характеризуется существенно большей эффективностью, нежели многие другие организационные формы дидактических и воспитательных воздействий. Данный принцип трансформирует исходную позицию учащегося, когда он из объекта педагогического процесса становится также и его субъектом.”(7) Свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности является четвертым необходимым условием формирования мотивов.

Таким образом, формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов может быть эффективным, если:

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова
Хусаин Файзуллович Ахметов ─ крупнейший башкирский композитор. Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки, выработке национального музыкального стиля. Среди произведений, написанных композитором, ─ оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальн ...

Функции продюсера
Продюсер, по сути, является лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от статуса продюсера, в его обязанности входит огромное число функциональных задач, но обычно их всего пять: Стратегическая – заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе которых ста ...

Краткая биографическая справка
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и ин­женера Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969 год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения до восьмого клас ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru