Интродукция к новой учебной музыкальной программе

Статьи о музыке » Интродукция к новой учебной музыкальной программе

Страница 1

К концу текущего года планируется издание "Программы по эстрадному сольфеджио и элементарному музицированию" для детских музыкальных школ и школ искусств. В ней обобщен и подытожен опыт многолетней работы автора на эстрадно-джазовом отделении Детской музыкальной школы №36 им. В.В. Стасова г.Москвы.

Программа адресована в первую очередь преподавателям музыкальных школ, а также администраторам, которые высказывали пожелания получить программу как руководство для организации подобных отделений на местах. Она может заинтересовать и тех, кто хотел бы расширить свое представление о возможностях преподавания этой дисциплины и все те, кто интересуется вопросами современного музыкального образования.

Наша Программа является отражением общей концепции начального эстрадно-джазового образования, его целей и задач. В 1984 году в ДМШ им. В.В. Стасова г.Москвы впервые было открыто базовое эстрадно-джазовое отделение. В то время из 150 школ Москвы только 2 - 3 имели факультативные занятия по программе курса "Инструменты эстрадного оркестра" на отделениях духовых и ударных инструментов. Открытие нашего базового эстрадно-джазового отделения предполагало организацию полного цикла дисциплин со своим учебным планом и экспериментальными программами.

Инициатором и вдохновителем этого проекта (впервые в России) был известный джазовый композитор, дирижер и видный общественный деятель, Ю.А.Саульский, в то время возглавлявший Эстрадно - координационный центр при методическом кабинете РСФСР.

Мы получили информацию о работе джазовых отделений училищ России, джазового отделения Института им. Гнесиных в Москве. Шел процесс накопления информации и подспудного формирования предпосылок для создания нового отделения.

Были проведены так называемые концерты теоретических классов, где мы осваивали совершенно иной репертуар. Например, на одном их них наши учащиеся подготовили музыкальные композиции, исполняя с аннотациями песни группы Битлз, блюзы, а также фрагменты современного мюзикла М.Подберезского "Сплетни". Таким образом, мы пытались приобщить наших учеников к современному репертуару, который звучал за стенами школы.

Не без труда нам удалось доказать в Министерстве Культуры оправданность пересмотра традиционного взгляда на начальное музыкальное образование, где доминирует так называемая специальность, т.е. занятия на инструменте (фортепиано, скрипка и т.д.).

Формируя учебный план, мы постарались наполнить его новым содержанием в соответствии с эстрадно-джазовой спецификой и логикой. Это и совершенно новые предметы, например, джазовое фортепиано, инструменты джазового оркестра, а также музыкальная литература на джазовом материале как часть классического курса, джазовый ансамбль, биг-бэнд, стринг-бэнд и, наконец, теоретический курс джазовой импровизации.

Решительный поворот произошел в отношении дисциплины сольфеджио. Этот предмет, по общему мнению инициаторов создания нового эстрадно-джазового отделения, должен был стать "мозговым центром" всего учебного процесса, взамен той второстепенной роли, которую он играл и продолжает играть на классическом отделении. Был введен фактически новый предмет "Элементарное музицирование" (термин Карла Орфа), а сам предмет сольфеджио по экспериментальному учебному плану был разделен на две части. В процессе работы мы остановились на оптимальном варианте сетки часов: 1,5 часа в неделю - собственно " Эстрадное сольфеджио" и 1 час в неделю - "Элементарное музицирование" (1).

Одновременно, по специально оговоренному учебному плану, наполняемость групп была утверждена из расчета 4-6 учащихся. При таком подходе можно было говорить об эффективности и профессионализме в обучении и с другой стороны об ответственности преподавателя за индивидуальный рост и развитие каждого учащегося.

Вместе с разрешением на открытие нового отделения Министерство культуры предложило организовать группы, предназначенные, в основном, для расформированных вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые подверглись в этот момент резкой критике как профессионально ущербные.

Между прочим, к нам часто приходили учащиеся из других музыкальных школ и даже после окончания музыкального училища(!). Практика требовала гибкости и нестандартных решений, а также формирования системы методических приемов для обучения разновозрастных учащихся в группе. Этому способствовала и концертная практика в их совместных выступлениях. Выступления в ансамблях и в специально для них написанных вокально-инструментальных аранжировках делало возможным посильное участие любой возрастной категории. Так, например, исполняя песню Д.Фостера "Лебединая река", младшие ученики пели основную тему, другие включались со спонтанной импровизацией на двух флейтах, а взрослые учащиеся - вокалисты исполнили вокальную импровизацию. Или, например, композиция О.Питерсона включала еще более многосоставный ансамбль со скрипкой, саксофоном, пиано-стрингом и ударными.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Приёмы оперной драматургии Чайковского
Его мелодии пленяют слушателя искренностью чувств, большим дыханием, декламационной выразительностью. Заметим, что композитор редко пользовался чисто речитативным языком, в котором мелодия полностью подчинена слову, для Чайковского характерна манера широкого "распевания" текста. Принято н ...

В. Высоцкий - Он был чистого слога слуга...
Братские могилы На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают- К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. А в Вечном о ...

Настройка
Хочется напомнить, что почти все инструменты того времени были привилегией знати, светского круга. Лютня была придворным инструментом, и если орган называли «Королем всех инструментов», то лютню по праву считали «инструментом всех королей». Научиться на ней музицировать для знатной особы не состав ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru