Великий гимн А. Александрова

Страница 3

Новейшие исследования подтверждают предположение о том, что духовный облик А. Александрова нашел свое воплощение в гимне. Мелодия «Союза нерушимого» непосредственно напоминает интонации церковного песнопения, которое сын А. Александрова Борис Александрович, по свидетельству А. Компанейца, исполнил на фортепиано для наиболее близких людей, передавая дирижеру Е. Тынянко — худруку хора Свешникова — духовные сочинения А. Александрова (видимо, в тогда в разговоре речь как раз зашла о духовных истоках советского гимна).(3) На это указывают и характерные черты музыкального языка гимна.

Духовность гимна, наряду с хоральным складом фактуры, проявляется в юбиляционной основе его мелодии. Атрибутика массовой песни, о которой говорилось выше, пронизывает лишь начальные интонации запева. Но уже с шестого такта запева в мелодии все более явственно проступает плавная (без скачков) арочность, становящаяся доминирующим элементом в припеве. Весь гимн пронизывает круговая попевка, которая то поступенно восходит, то плавно опускается вниз. Скачки на широкие интервалы лишь оттеняют по контрасту ее плавность и величавую степенность. Гимн пронизан фанфарными сигналами, имеющими сакральный смысл.

Скрытое голосоведение мелодии сначала строится на поступенно-нисходящем квартовом ходе «до-соль», которому тут же противопоставляется энергичное восходящее движение на октаву «ре-ре» вверх. Затем от верхнего «ми» начинаются юбиляционный спуск на выгнутых вниз арках: «ми-ре-до-ре» и «до-си-ля-си» — секвенция со сдвигом из до-мажора в ля-минор (параллельно переменная ладовость — отличительная черта русского музыкального языка).

Но особенно юбиляционность мелодии проявляется в припеве. Здесь «арки», переходя в круговое (спиральное) движение, также плавно в поступенно-секвентном движении устремляются вниз (см. «ми-ре-до-си-до-ре»; а затем - «до-си-ля-соль-ля-си» в ц. 2). А затем после троекратного «закручивания пружины» на повторении интонации «до-ля-си, до-ля-си» и т. д. круговые юбиляции неожиданно скачком взлетают» к кульминационному проведению от нот «фа» и «ре» в параллельно-переменном до-мажоре — ля-миноре (еще один характерный знак русской музыки).

На интонации «закручивания» в сознании слушателя возникает зрительный образ лучезарного нимба — сакрального символа святости из иконописи. В сочетании с юбиляционностью припева и волевым скачком к кульминации от «до» к «фа» (ц. 3) эта ассоциация рождает ощущение экстатической торжественности и всепобеждающей силы во второй половине припева. Символическое «закручивание» юбиляционной интонации ранее не встречалось в русской гимнодии и представляет собой новое слово в ней.

Духовность гимна подкрепляют фанфарные сигналы, имеющие сакральное прочтение. В нем использованы однотонные пунктирные интонации и величественные ходы на октаву вверх, рождающиеся из вокальной мелодии (см. восходящий ход в мелодии перед ц. 2 и его отражение у труб с триольными фанфарными интонациями в ц. 2). Пунктирный однотонный сигнал означает древний призыв к молитве и знак присутствия Бога, тогда как восходящий ход на октаву — это музыкальный символ западного Средневековья, отражающий воздевание рук в молитве со смыслом «Sanctus» — свят Господь.

Духовная составляющая в сочетании с русским национальным характером гимна А. Александрова, по-видимому, и явилась той скрытой причиной, по которой он получил «второе дыхание» после развала СССР и десятилетнего перерыва.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Музыкальные приметы
Приметы - вещь чрезвычайно распространенная. Практически каждый человек верит в них в большей или меньшей степени. Даже те, кто плюет на черных котов, переходящих через дорогу и на разбитые зеркала нет-нет, да и поймает себя на мысли, что он старается встать с правой ноги или обязательно сует свой ...

Оперы Моцарта в контексте культуры его времени
Проблема семантики музыкального языка -- одна из наиболее сложных и в то же время актуальных в музыкознании. Особенно ответственно обращение к наследию композитора далекого прошлого, попытка представить себе, воссоздать его художественный мир. При этом неизбежно встает вопрос о восприятии произвед ...

Дмитрий Курилов, литературовед
Когда первое поколение бардов окончило вузы, на смену "студенческой песне" пришла так называемая "самодеятельная песня", понимаемая как своеобразная форма "фольклора городской интеллигенции". Ключевой фигурой "самодеятельной песни" являлся Юрий Визбор ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru