Великий гимн А. Александрова

Страница 1

В 1943 г. во время Великой Отечественной войны советское руководство в лице И. Сталина решило создать гимн СССР. Это было время духовного прозрения и великого единения советских людей во имя Победы. Символами военной эпохи стали песня «Священная война» А. Александрова и Седьмая симфония Д. Шостаковича. Всенародный патриотический подъем послужил толчком к конкретизации политического идеала России и оформлению его в виде торжественного песнопения.

Правительственная комиссия, которую возглавил К. Ворошилов, объявила конкурс на создание гимна, в котором приняли участие свыше сорока поэтов и более ста шестидесяти композиторов. На конкурс они представили около 500 гимнов, из которых был выбран один: «Союз нерушимый», написанный композитором А.В. Александровым на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Его мелодия была взята из «Гимна партии большевиков», сочиненного А. Александровым в 1939 г.

Вспоминая обстоятельства создания гимна СССР, А. Александров писал: «В этом гимне мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического былинного распева. И позднее, работая над усовершенствованием гимна Советского Союза, мне хотелось, чтобы он был другом и вдохновителем человека-гражданина, помогавшим ему переносить испытания, вызывающим чувство радости и ликования за нашу Советскую Родину».(2) «Союз нерушимый» был впервые исполнен в ночь на 1 января 1944 г. по всесоюзному радио и в этом же месяце официально утвержден в качестве гимна СССР на пленуме ЦК ВКП/б. Гимн «Интернационал» остался партийным гимном Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Повсеместное исполнение гимна СССР было введено с 15 марта 1944 г.

Музыка гимна Александрова, на первый взгляд, напоминает наиболее величественные массовые песни 30-х гг. Например, — знаменитую песню «Широка страна моя родная» И. Дунаевского. Волевые ходы на кварту в заглавной интонации, размашистые скачки на широкие интервалы, заполняемые ходами мелодии с плавными поступенным противодвижением, пунктирный ритм, идущий от марша (как уже отмечалось, массовые песни имели двойную жанровую основу и назначение). Все эти атрибуты эпохи нашли свое воплощение в музыке гимна А. Александрова. Черты жанра марша в нем проступают, если исполнять его в убыстренном (под шаг) темпе. Однако сложившаяся традиция исполнения гимна в замедленном, по сравнению с маршем, темпе придает ему характер величавой державности, распевности и торжественности.

Текст гимна, созданный Михалковым и Эль-Регистаном, воплотил основные элементы государственности, сложившиеся в СССР к 40-м годам. По сравнению с разрушительным характером слов «Интернационала», в нем появилась более или менее позитивная концепция. Если сравнить текст гимна от первоначального варианта к последующим, видна тенденция к замене славословий в адрес Ленина — Сталина более взвешенным осмыслением концепции Советского Союза как Социалистической Империи с перспективой развития — победой коммунизма под руководством партии большевиков.

Но и в одном из последних вариантов (1976 г.), несмотря на хорошие стихи, бросается в глаза недоказательность утверждений, положенных в основу текста: «Союз нерушимый республик свободных» или: «В победе бессмертных идей коммунизма мы видим грядущее нашей страны». История показала, что эти тезисы представляли собой голословные утверждения. «Союз нерушимый» разрушился. А победа коммунизма оказалась просто красивой сказкой, мифом.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Богослужения седмичного круга и годовой круг праздников
Также как Божественная Литургия, творимая в воспоминание Спасителя, а особенно Его крестной смерти и воскресения, является центром дневного богослужебного круга, так и воскресный день - первый день седмицы, - называемый Господним днем и посвященный великому событию воскресения Христа, есть центр се ...

Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер
Первые джазмены стали уезжать из Нового Орлеана еще в начале 10-х годов, но массовый их отъезд начался в 1917 году, после закрытия Сторивилля. Занятость музыкантов в связи с закрытием Сторивилля (музыка в котором являлась неотъемлемой частью) отнюдь не уменьшилась, так как большинство оркестров раб ...

Танго
Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в "Barria Las Ranas", гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием "Baile con corte" (танец с от ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru