В 1943 г. во время Великой Отечественной войны советское руководство в лице И. Сталина решило создать гимн СССР. Это было время духовного прозрения и великого единения советских людей во имя Победы. Символами военной эпохи стали песня «Священная война» А. Александрова и Седьмая симфония Д. Шостаковича. Всенародный патриотический подъем послужил толчком к конкретизации политического идеала России и оформлению его в виде торжественного песнопения.
Правительственная комиссия, которую возглавил К. Ворошилов, объявила конкурс на создание гимна, в котором приняли участие свыше сорока поэтов и более ста шестидесяти композиторов. На конкурс они представили около 500 гимнов, из которых был выбран один: «Союз нерушимый», написанный композитором А.В. Александровым на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Его мелодия была взята из «Гимна партии большевиков», сочиненного А. Александровым в 1939 г.
Вспоминая обстоятельства создания гимна СССР, А. Александров писал: «В этом гимне мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического былинного распева. И позднее, работая над усовершенствованием гимна Советского Союза, мне хотелось, чтобы он был другом и вдохновителем человека-гражданина, помогавшим ему переносить испытания, вызывающим чувство радости и ликования за нашу Советскую Родину».(2) «Союз нерушимый» был впервые исполнен в ночь на 1 января 1944 г. по всесоюзному радио и в этом же месяце официально утвержден в качестве гимна СССР на пленуме ЦК ВКП/б. Гимн «Интернационал» остался партийным гимном Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Повсеместное исполнение гимна СССР было введено с 15 марта 1944 г.
Музыка гимна Александрова, на первый взгляд, напоминает наиболее величественные массовые песни 30-х гг. Например, — знаменитую песню «Широка страна моя родная» И. Дунаевского. Волевые ходы на кварту в заглавной интонации, размашистые скачки на широкие интервалы, заполняемые ходами мелодии с плавными поступенным противодвижением, пунктирный ритм, идущий от марша (как уже отмечалось, массовые песни имели двойную жанровую основу и назначение). Все эти атрибуты эпохи нашли свое воплощение в музыке гимна А. Александрова. Черты жанра марша в нем проступают, если исполнять его в убыстренном (под шаг) темпе. Однако сложившаяся традиция исполнения гимна в замедленном, по сравнению с маршем, темпе придает ему характер величавой державности, распевности и торжественности.
Текст гимна, созданный Михалковым и Эль-Регистаном, воплотил основные элементы государственности, сложившиеся в СССР к 40-м годам. По сравнению с разрушительным характером слов «Интернационала», в нем появилась более или менее позитивная концепция. Если сравнить текст гимна от первоначального варианта к последующим, видна тенденция к замене славословий в адрес Ленина — Сталина более взвешенным осмыслением концепции Советского Союза как Социалистической Империи с перспективой развития — победой коммунизма под руководством партии большевиков.
Но и в одном из последних вариантов (1976 г.), несмотря на хорошие стихи, бросается в глаза недоказательность утверждений, положенных в основу текста: «Союз нерушимый республик свободных» или: «В победе бессмертных идей коммунизма мы видим грядущее нашей страны». История показала, что эти тезисы представляли собой голословные утверждения. «Союз нерушимый» разрушился. А победа коммунизма оказалась просто красивой сказкой, мифом.
Подробно о музыке:
Ветви Х
1. Грандж. Стиль музыки и поведения, расцветавший в начале 90-х в Сиэтле. Внешне проявлялся в патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий. Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые воен ...
Моя любимая группа “Deep Purple”
История рока знает немало странных поворотов, но пожалуй трудно сыскать столь невероятные стечения и сплетения обстоятельств, в результате которых встретились и начали играть вместе участники первого состава Deep Purple. Рассказ мы начнем издалека, с 1960 года, с бронзового века в истории рока (пр ...
Detroit Techno
Детройт, город моторов. Огромное количество заводов и фабрик, специализирующихся в области автомобильной промышленности. В рассвет американской автомобильной промышленности они требовали массу дешевой рабочей силы. И она стекалась в Детройт со всей Америки. Чернокожее население было готово к работ ...