Что отличает джаз, так это импровизация, часто нескольких музыкантов одновременно. Джаз изначально представлял собой перелом западных музыкальных традиций, где композитор писал музыку на бумаге, а музыканты пытались сделать все, чтобы эту музыку воспроизвести максимально "близко к замыслу композитора". В джазовой композиции изначальная тема - это просто начальная точка отсчета для музыканта, чтобы высказаться в своем собственном соло. Темой может служить популярная песенка или блюз, которую сами музыканты не написали, однако в процессе их игры рождалась новая пьеса, которая могла иметь довольно мало сходства с оригиналом. В любом случае, джазовый музыкант - всегда автор того, что он играет.
Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от архаичного народного блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксилэнда, идя через свинг, мэйнстрим (основное течение), би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки.
Как и всякая профессиональная музыкальная традиция, джаз берет свое начало из народных источников. Его происхождение теряется в веках, но известно, что черные рабы, насильно оторванные от родной культуры своих предков, выработали новые формы песни-повествования. Черная музыка в Америке сохранила много черт африканского музицирования, такие, например, как ритмическая четкость и коллективная импровизация. Это наследство, смешавшееся с музыкой новой родины, в большинстве своем вокальной, образовало более чем новое звучание.
Выделим три источника, три составных части, откуда развивался джаз. Это:
1. спиричуэл и госпелз - духовные песнопения негров;
2. блюз - изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило - с текстом о нелегкой жизни черных;
3. рэгтайм - фортепианная танцевальная музыка.
Спиричуэл и госпелз
Наиболее известная форма ранней афро-американской музыки - это спиричуэл, религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете. Известно, что негры практически не получали образования в Америке до отмены рабства, однако же христианство им пытались проповедовать; для малообразованных негров сама концепция Ветхого Завета оказалась более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Эти замечательные, трогательные религиозные напевы практически сохранились только в южных городах Соединенных Штатов. То, что сейчас многие известные исполнители выдают за это направление, является очень облагороженной версией спиричуэл.
Интересно, что более позднее образование - госпелз, основанное на текстах Нового Завета (Gospel - Евангелие) сохранились в более первозданном виде, и их можно услышать на имеющихся теперь записях.
Другие ранние музыкальные формы, возникшие до отмены рабства, включают в себя рабочие песни (work songs), а также детские песни и танцы, что особенно способствовало легализации негритянской музыки - система жестко ограничивало музыкальную активность рабов.
Рождение блюза
После освобождения рабов афро-американская музыка начала стремительно развиваться. Особенную роль сыграли распроданные после Гражданской Войны духовые, ударные и другие инструменты, которые широко использовались в военных оркестрах. Эти почти дармовые инструменты стимулировали возникновение духовых танцевальных оркестров, а также возникновение блюза.
Подробно о музыке:
Тематика произведений Моцарта
Тематика опер М. отразила передовые социальные и этические идеи эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере “Свадьба Фигаро” по комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше. Революционная острота комедии в опере смягчена (отчасти по цензурным соображениям), поэтичнее, ...
Мегапроцессы функционирования музыки в аспекте полевых феноменов современной
музыкальной культуры
В конце XX века стали реальностью ноо-сферные полевые процессы сознания, предсказанные Вернадским (Н.Серов, А.Бойцов). Музыкальная социология становится наукой о макропроцессах культуры. То, что раньше изучалось в русле музыкальной социологии, начиная от работ Т.Адорно, А.Моля, Ж.Бодрийяра, А.Вебе ...
Анализ практической экспериментальной работы в классах
фортепиано, аккомпанемента и в процессе концертмейстерской деятельности
Особенностью профессиональной подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы является ее многогранность. Предметы индивидуального обучения составляют целостный комплекс в формировании истинно культурной, эрудированной личности учителя музыки. Классы фортепиано и аккомпанемента являются ес ...