Характеристика драматургии и музыкального языка в опере “Псковитянка”

Страница 3

Картина веча представляет собой грандиозную хоровую сцену, в которую органично введены три хоровые эпизода: речь новгородского гонца, речь князя Токмакова и обращение к народу Михайло Тучи. Народ охарактеризован здесь двумя темами, неоднократно повторяющимися. Первая из них воплощает чувство гнева, возмущения: ”Аль стены развалились, заржавели замки?”.

Вторая связана с беспокойством, волнением, недобрыми предчувствиями: ”За Псков наш родимый, за вече, за старину!”.

Драматический накал музыки обусловлен и напряженно-взрывчатым характером самого музыкального материала. В оркестровом мотиве набата (с него начинается сцена) и в ”голосе веча” (”Быть сходке, быть!”) очень экспрессивны гармонии и ”клокочущие”, как бы полыхающие огнём оркестровые звучности. Энергия упорных ямбических ритмов и расходящихся мелодических линий, ладовая острота отличают бунтарскую тему ”Аль стены развалились… ”. Мощный натиск скандированных диссонирующих аккордов – богатырские фразы ”За Псков наш родимый, за вече наше, за старину”.

Яркой контрастности достигает композитор в интонационной обрисовке Токмакова и Тучи. Нарочито спокойно и несколько вкрадчиво обращение к вечу посадника, который советует псковича не вступать в борьбу с царём (”Так вы тот час за шестопёр и бердыш”), а встретить его хлебом-солью. Словам Токмакова противопоставлена пламенная речь Тучи. Ярко героичен и как бы выкован из звукового ”металла” речитатив Тучи ”Позвольте, мужи - псковичи”.

В данной теме можно ощутить родство с первой темой народа. Трудно сказать, сознательно или интуитивно придал композитор черты сходства этим темам, но оно бесспорно указывает на близость Тучи псковскому народу.

Заканчивается сцена хором-песней ”Государи псковичи”,

с которой уходят из стен города молодые псковичи (тема этой песни заимствована из народной песни ”Как под лесом” из сборника Балакирева № 30 ) . Яркой чертой хора-песни вольницы служит резкий удалой выкрик ”Гой”, контрастно сочетающийся с протяжной, несколько заунывной мелодией напева.

Псковское вече своим драматизмом, бунтарским духом, новизною драматургического решения перекликается с оперным творчеством Мусоргского, более всего со сценой ”Под Кромами” (сцена веча, впрочем, была написана несколько раньше, уже летом 1870 года). Не случайно эта замечательная народная сцена вызвала восторженную оценку.

Иной, более фресковый, эпически обобщённый образ народа предстаёт в монументальных хорах, окаймляющих 3-ю картину оперы. В каждом из них преобладает одно настроение, однородный музыкальный материал (в первом хоре) или одна тема (во втором). Хоровая и оркестровая партия большей частью не противопоставляются друг другу, а образуют тематически слитое целое. Лишь временами дифференцируются хоровые группы, речитативные реплики накладываются на оркестровую фактуру.

Драматическая коллизия ожидания и встречи грозного владыки выражена в сдержанном внутреннем драматизме музыки. Тематизм этой картины наделён интонационной и ладовой остротой, в музыкальном отношении он перекликается со сценой веча. Хор ”Грозен царь идёт”, проникнутый тягостным предчувствием беды построен на интонациях лирических протяжных песен (первая тема близка к напеву ”Во поле туман” из сборника ор. 24) ,причитаний ”Прогневили мы”.

Порой звучность хора и оркестра приобретает мрачно-колокольный характер. ”С мёдом сыченым” - здесь прослушивается одна из гармонических красок образа царя Ивана.

Хор из 3-ей картины ”Грозен царь идёт” представляет собой трёхчастную композицию, в которой первая часть и изменённая реприза - построения в виде периода, а середина состоит из двух развивающих построений.

Начинается хор с оркестрового вступления, где излагается первая тема. Весь хор строится на изложении основной темы с неоднократным её повторением. Причём это всегда вариант в тексте, может меняться тональность или изменяется фактура. Тема проходит во всех партиях поочерёдно(S , T , B , A).

Первая часть представляет собой одночастную форму в виде периода с двумя вариантными дополнениями второго предложения. Функция первого раздела - изложение темы.

Второй раздел- середина. Он не вносит тематического контраста, а является большим развивающим разделом, состоящим из двух частей. Её основная функция- это развитие темы. Именно в этом разделе композитор вводит энгармоническую замену (fis-Ges), что характерно для серединных разделов. Часть заканчивается на тонике доминантовой тональности, это предыкт к третьей части- репризе. Реприза является несколько изменённым повторением темы первой части. Как во всех замкнутых формах, реприза завершается в основной тональности- h-moll.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Юрий Андреев, литературовед
А Юрий Визбор? Не многие признанные артисты-исполнители могут соперничать с ним в умении "вытащить", выявить существо произведения, а ведь это автор многих десятков песен, в том числе столь известных, как мужественная "Спокойно, дружище, спокойно", как юмористическая &qu ...

«По страницам произведений С.В.Рахманинова»
Чтобы понять какое-нибудь художественное роизведение художника или школу художников, необходимо в точности перставить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому оно принадлежит. Здесь таится первичная причина, определившая все остальное. Ипполит I. (На уро ...

Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры
XIX век в России связан с крупнейшими политическими и социальными изменениями, и большую роль в этом играла война 1812 года и отмена крепостного права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обострилась тема социального неравенства. Но Россия все еще не имела в области словесности, театра, м ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru