Характеристика драматургии и музыкального языка в опере “Псковитянка”

Страница 4

Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора с использованием divizi во всех голосах. Размер постоянный-3/4. Темп -moderato assai.

В первой части движение плавное, без скачков. В основном используются интонации секунды и терции (и большой и малой). Композитор использует в первой части два типа мелодического рисунка: 1) мелодия с кульминацией в конце формы;

2) мелодия с кульминацией в начале формы. Для ритмического рисунка характерно движение четвертными, восьмыми и шестнадцатыми длительностями. Используются два типа ритмических оборотов: 1) ритмический оборот суммирования; 2) ритмический оборот дробления.

Основная тональность первой части- h-moll, затем модуляция в тональность доминанты- fis-moll, в которой часть и заканчивается. Использование доминантовой тональности подчёркивает общую атмосферу неуверенности, растерянности, безысходности. Фактура гомофонно-гармоническая. Сопровождение дублирует хоровую партию.

Во второй части появляется новая тема, выступающая своеобразным контрастом к первой. Мелодия скачкообразная (м7).

Ритмический рисунок представлен четвертными и половинными длительностями. Новая тема звучит и в новой тональности- Ges-dur (энгармонически равная тональности доминанты fis-moll), что безусловно подчёркивает её новизну и непохожесть на первую тему. Далее две темы звучат в разных голосах одновременно и представляют элемент контрастной полифонии. Сопровождение дублирует обе темы. В этой части использовано два типа фактуры: гомофонно-гармоническая и полифоническая (контрастная).

Драматизм звучания усиливается внезапными сменами динамики: от fortissimo до piano. Кульминация всего произведения приходится на начало репризы. В этой части композитор использует элементы фуги - поочерёдное вступление голосов. Прекрасно передано настроение: страх, грусть и обида.

Реприза звучит в основной тональности- h-moll. Вначале использован фригийский лад, а затем натуральный минор. Тип фактуры – гомофонно-гармонический. В ритмическом рисунке – преобладание восьмых длительностей.

Заканчивается хор кодой, которая выступает в качестве эпилога. Народ полагается на божью и царскую милость. В мелодии это передаётся поступательным движением вверх четвертными длительностями. Фактура – гомофонно-гармоническая. Динамический нюанс – piano. Небольшое оркестровое вступление основано на мотивах первой темы и представлено в виде имитации.

Отпечаток суровой трагичности лежит на музыке ”встречного хора”, несмотря на его внешнюю торжественность. Древнеэпический облик темы создаётся малообъёмным звукорядом, бестерцовыми созвучиями, стоячими крайними голосами: некоторые мелодические обороты близки к глинкинскому ”Славься”, отдельные попевки предвосхищают бородинский тематизм.

Вариационно-строфическая композиция хора формируется из трёх тонально контрастных ”блоков”: Des- dur, D- dur, C- dur. Накапливающаяся на протяжении картины драматичность достигает апогея в последнем проведении темы. Её могучая сила словно пригнетается нависающим над ней органным пунктом. Историческая драма обнажается в противопоставлении музыкального образа Пскова и сценического образа Ивана Грозного.

Есть в ”Псковитянке” и светлые, радостные сцены – хор девушек (”Из-под холмика”), славящих царя в тереме Токмакова (вторая картина второго действия)

Хор девушек (”Ах, мати дубрава зелёная”) в сцене в лесу (первая картина третьего действия). Хор отпевания (”Совершилося волей божией, пал великий Псков гордой волею”) – торжественно скорбное завершение оперы.

Хор написан в размере 3/2 . Использование крупных размеров в целом характерно традициям заключительных хоровых сцен в русской оперной музыке. В этом прослеживается эпическое начало, что является традицией русского былинного пения. Движение создаётся в основном четвертными и половинными длительностями. Сопровождение почти всё время дублирует хор. Фактура хора плотная, насыщенная. Нередко встречается divizi в партиях, а в кульминационный момент автор делит партии сопрано и теноров на три самостоятельные линии. Партия басов часто дублируется в октаву, что создаёт прочный фундамент. Наряду с гомофонно-гармонической фактурой Римский-Корсаков пользуется так же и полифоническими приёмами, постепенно включая голоса, что в сочетании с divizi создаёт очень плотную, мощную звуковую ткань. Основная тональность хора- Es –dur.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Gamma Ray
Gamma Ray В 1989 году, уставший от постоянных гастролей и разборок с Майклом Вейкатом, Кай Хансен решил уйти из "Helloween", чтобы организовать новый проект, "Gamma ray". Скооперировавшись с бывшим вокалистом "Tyran pace" Ральфом Шиперсом, он также привлек к участию ...

Жорж Бизе
Жорж Бизе (1838—75) Французский композитор. В 1857 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). В 1858—60 жил в Италии. Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деяте ...

Пасодобль
Танец испанских цыган. Драматичный Французско-Испанский стиля Фламенко марш, где мужчина изображает матадора (смелого человека) на бою с быком, дама изображает его плащ или быка, в зависимости от обстоятельств. Пасодобль (Paso Doble). В этом танце внимание акцентруется на создании, своейственной м ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru