Действие второго акта происходит в 60-е годы на нефтепромыслах около большого города. Уже много лет убийца Тагира Курамша скрывается под видом сторожа Буребая. Он полон ненависти к процветающему советскому строю, ведь до революции эти земли принадлежали его отцу, сосланному в Сибирь. Лейтмотив Курамши мрачный, мятущийся, неоднократно звучит в опере в низком регистре. Он подстрекает Абдрая (Абдрахмана Курсаева) ─ заместителя начальника продтехснабжения, пустить слух, будто молодой инженер Ильяс ─ сын Курамши, и тем самым разбить счастье Ильяса и Гульсум ─ дочери Тагира Уралова, ударницы труда. Музыка, связанная с Абдраем, ─ залихватская, легкомысленная, ведь он живет более, чем в достатке.
Появляется оператор Бибинур, безответно любящая Абдрая. Это эпизодический персонаж, но ее протяжная ария, расцвеченная виртуозными колоратурами и выражающая сложные душевные переживания, ─ одна из самых выразительных в опере.
Большое место в этом акте занимает любовная сцена свидания Гульсум и Ильяса. Их взаимные чувства выражены в любовной арии Ильяса, пронизанной светлым, радостным чувством, и в лирическом дуэте героев. «Дуэт рисует образ счастья, красота музыки подчеркивает красоту духовного мира наших молодых современников», ─ писали в те дни республиканские газеты.
В следующей картине обрисовывается обстановка торжественного собрания, посвященного вручению передовикам труда переходящего Красного Знамени. Музыка очень торжественная, отвечающая духу своего времени. Из нескольких хоров центральным является «Гимн труду». В президиуме ─ почетные гости, а также Ильяс, Гульсум, Иван Кленов. Мать Гульсум ─ Зухра также пришла на праздник и неожиданно узнала Курамшу ─ убийцу своего мужа. Буребай решительно отрицает обвинение и покидает зал. Воспользовавшись общим смятением, Абдрахман объявляет, что Ильяс ─ законспирированный враг и сын Курамши. Еще большее смятение вносит прибежавшая Бибинур с известием о том, что Курамша поджег нефтепромыслы. Вся эта сцена является кульминационной в опере.
В третьем акте действие происходит в сквере больницы. Гульсум, пришедшая навестить больную мать, вся в сомнениях. Удивительно сочетаются в ее арии распевность и заостренность интонаций, словно гамма чувств, нахлынувших на героиню, приводится в порядок волей разума. Зухру также одолевают тягостные думы: она не хочет породниться с сыном кулака. Ясность вносит Иван: в ариозо «Все «враг» да «враг» твердишь» он «рассказывает», как сам стал жертвой клеветы и 17 лет отсидел в лагере как враг народа. Там он и усыновил убежавшего из детского дома Ильяса. В конце сцены проведать больную Зухру приходят Бибинур с Ильясом, раненным при тушении пожара. Постепенно реплики всех действующих лиц сливаются в квинтет: каждый выражает свои «мысли вслух».
Курамша в бешенстве ─ он не успел взорвать прииски. Увидев приближающихся счастливых Гульсум и Ильяса, он отступает и падает с обрыва в реку.
Важное значение в опере играет эпилог, именно в нем воплощается торжество основной идеи произведения ─ прославление идеи коммунизма. Жизнеутверждающая мелодия заключительного хора «Гимн Солнцу» в свое время звучала как гимн советской эпохе, ныне же эта музыка воспринимается как гимн нашему суверенному Башкортостану.
Общественная деятельность. Хусаин Ахметов много времени уделял общественной работе, занимаясь организацией музыкальной жизни в республике. В 1945 ─ 1947 годы он заведовал музыкально-фольклорным кабинетом при Управлении по делам искусств БАССР (с 1953 года ─ Министерство культуры) и на этом посту увлекся сбором и расшифровками башкирских народных мелодий, которые опубликованы в нескольких фольклорных сборниках. В 1948 ─ 1953 годы он был председателем Союза композиторов республики, долгие годы он был также заместителем республиканского Комитета защиты мира. Самые лучшие его годы (1946 ─ 1974) прошли в должности художественного руководителя Башгосфилармонии. Здесь он погружается в проблемы творческих коллективов, создание репертуара, организацию гастрольной деятельности. Затем (1976 ─ 1992) он возглавлял Хоровое общество Башкортостана.
Подробно о музыке:
Музыкальная пушкиниана в отечественной культуре XIX-XX веков
"Из наслаждений жизни - одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия". В этих прекрасных словах таится вся глубина пушкинского восприятия мира, который звучал для него музыкой, мелодией любви к жизни и человеку. Неслучайно для поэта олицетворением музыкальности бытия стал образ Моц ...
Василий Сергеевич Калинников
Василий Сергеевич Калинников
(1866—1900/01)
Русский композитор. Играл в оркестре (на фаготе), дирижировал, преподавал пение. С 1893 жил преимущественно в Крыму. Основная область творчества — симфоническая музыка. Развивая традиции П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки», достиг высокой л ...
Великий гимн А. Александрова
В 1943 г. во время Великой Отечественной войны советское руководство в лице И. Сталина решило создать гимн СССР. Это было время духовного прозрения и великого единения советских людей во имя Победы. Символами военной эпохи стали песня «Священная война» А. Александрова и Седьмая симфония Д. Шостако ...