«Туманы», «Вереск», «Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воздухе» и т.д.
К.Дебюсси привлекала фортепьянная миниатюра. Значительное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической - в большей свободе развития.
Далее педагог говорит об особенностях мелодики, гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры и т.д. - все это придает произведению импровизационность и постоянную смену музыкальных впечатлений.
Учитель предлагает прослушать прелюдию К.Дебюсси «Паруса», после чего задает ряд вопросов:
Понравилась ли вам музыка?
Какими музыкальными красками написана эта музыка?
Динамична или статична она?
(При обсуждении этого вопроса учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что статичность в этом произведении подчеркнута органным пунктом /си-бемоль/ на протяжении всей пьесы).
Была ли музыка все время одинакова?
Какой колорит в этой пьесе?
Какие образы возникали при прослушивании?
Задание: Сравнить «Паруса» и картину К.Моне «Пляж в Сент-Адрессе».
Педагог предлагает прослушать прелюдию «Девушка с волосами цвета льна».
Какой характер этой музыки?
Чем привлекает эта музыка?
Как бы вы изобразили образ этой девушки?
Далее звучит прелюдия «Менестрели».
Кто такие менестрели?
Чем интересна эта пьеса? Что в ней необычного?
Отзвуки каких музыкальных инструментов здесь слышны?
Школьникам интересно будет узнать, что в этой прелюдии речь идет о бродячем менестрельном театре, существовавшем в прошлом столетии в США, связанном с негритянским искусством, которое оказало большое влияние на развитие нового стиля эстрадной музыки - джаза, которым К.Дебюсси живо интересовался.
Задание: Движениями, пластикой передать настроение этой пьесы.
После этого учитель предлагает прослушать прелюдию «Фейерверк», но предварительно не называет заглавие произведения.
Примерные вопросы:
Как бы вы назвали это произведение?
Какое настроение в этой прелюдии?
Учитель обращает внимание учащихся на то, как К.Дебюсси мастерски рисует картину взлетающих ракет, блеск огней, озаряющих сумрак ночи. Школьникам будет интересно узнать, что это произведение навеяно образами народного праздника, видимо в День взятия Бастилии. Примечательно также и то, что автор вводит в конце пьесы попевку, которая очень напоминает интонации «Марсельезы», звучащей в дни национального праздника.
В заключение занятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задать следующие вопросы:
Какие особенности фортепьянной музыки К.Дебюсси вы можете назвать? (стремление к постоянной изменчивости образов жизни, большой интерес к музыкальным зарисовкам различных движений и т.д.)
Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки?
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям.
Занятие №3.
Тема: Импрессионизм и симфоническое творчество К.Дебюсси.
Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872г., «Скалы в Бель-Иле» 1886г., «Скалы в Этрета» 1886г.
Музыкальный материал: К.Дебюсси «Море», симфонические эскизы «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем»; Н.А.Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада», Вступление к опере «Садко», «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко»; оркестровая фантазия А.Глазунова «Море».
Подробно о музыке:
Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и те ...
Элвис Пресли. Работа над записью песен
Некоторые авторы книг и журналисты зачастую пытаются изобразить Элвиса в образе пассивного артиста, обыкновенного исполнителя, “перепевщика чужих песен”, который безропотно пел все, что ему поставляли музыкальные компании…Как далеки от истины эти утверждения нерадивых сочинителей! Видимо те, кто п ...
Первые звуки джаза: “Original Dixieland Jazz Band”
Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пороходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз в ...