Почему это произведение мы называем импрессионистическим?
Что роднит эту музыку с картинами импрессионистов?
В беседе о музыкальном импрессионизме педагогу следует особое внимание уделить импрессионистической гармонии. Тому,что представляют собой эти «странные» созвучия.
Учитель предлагает прослушать произведение М.Равеля «Игра воды».
Задание: Дать название прослушанной музыке.
Примерные вопросы:
Какой образ или образы возникали при прослушивании музыки?
Импрессионистична ли эта музыка? Почему?
Какие средства музыкальной выразительности применяет композитор для раскрытия образа?
Что интересного и необычного вы услышали в этом произведении?
После анализа музыкальных произведений педагог предлагает найти общие черты художественного и музыкального импрессионизма. Анализ желательно проводить в виде беседы учащихся, высказывающих своё мнение. Беседа лишь направляется учителем. В заключении урока следует еще раз отметить основные эстетические принципы импрессионизма, особенности этого течения.
Примерные вопросы для закрепления материала урока:
О чём мы говорили на этом занятии?
Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали?
Что нового вы узнали на этом уроке?
Домашнее задание (письменно):
Краткая биография К.Дебюсси.
Занятие №2.
Тема: Импрессионизм и фортепьянное творчество К.Дебюсси.
Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, репродукции картин К.Моне «Пляж в Сент-Адрессе», Э.Дега «Голубые танцовщицы», О.Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари».
Музыкальный материал: К.Дебюсси, прелюдии - «Паруса», «Менестрели», «Фейерверк», «Дельфские танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна».
Цель: Познакомить учащихся с фортепьянным творчеством К.Дебюсси.
Задачи: Формирование определённых художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу художественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.
Содержание занятия: В начале занятия для лучшего усвоения нового материала целесообразно вернуться к материалу прошлой беседы. Это также позволит проверить степень усвоения пройденного материала и поможет закрепить его.
Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:
О каком художественно-историческом течении говорилось на прошлом занятии? Где и когда оно зародилось?
Какие характерные черты и особенности импрессионизма?
Назовите основных представителей художественного импрессионизма?
Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете? После того как ученики ответили на эти вопросы, можно переходить непосредственно к новой теме:
- Последние десятилетия 19 и начало 20 века - это период интенсивного развития французской фортепьянной музыки. Характерным для французской фортепьянной музыки в те годы было перерастание романтического искусства в импрессионизм.
После обозрения данной эпохи учащимся предлагается ответить на вопросы:
Каких композиторов-романтиков вы знаете?
Назовите их произведения?
Что характерно для музыки романтизма?
В чем отличие романтизма от импрессионизма?
После обсуждения ответов учеников педагог переходит к рассказу об особенностях фортепьянного творчества К.Дебюсси. Следует обратить внимание детей на то, что хотя К.Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наследию отечественных музыкантов XXVIII века (Рамо, Куперен), высоко ценил традиции. Важно отметить и то; что К.Дебюсси был одним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искусстве. Он запечатлел её самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде. Это мы можем видеть на примере таких произведений как «Сады под дождем» из «Эстампов» для фортепьяно, а также в прелюдиях:
Подробно о музыке:
Рихард Вагнер (1813-1883)
Вот уже более 100 лет музыкальные пилигримы взбираются на холм возле маленького баварского городка Байрейт, чтобы погрузиться в чудный мир музыки самого динамичного и целеустремленного из всех композиторов. Музыка Вагнера, литературные произведения Вагнера, оперный театр Вагнера представляют собой ...
Legato
Из всех видов артикуляции особенно большое значение Черни придавал legato. Следуя пианистическим заветам Бетховена, этот способ звукоизвлечения Черни считал основным: «Все остальные виды туше,- писал венский педагог,- является исключением, и при отсутствии артикуляционного знака подразумевается le ...
Музыкальная письменность Древней Руси
Древнерусскую профессиональную музыку записывали знаками безлинейной невменной нотации. Это знаковое, или знаменное (от слав. знамя — "знак") письмо имело немало разновидностей. На протяжении XI—XVII вв. возникали и исчезали нотации, сменяя друг друга, и лишь одна из них — столповая знам ...