Цель: Познакомить учащихся с симфоническим творчеством К.Дебюсси.
Задачи: Формирование у учащихся целостного художественного восприятия, обучение пониманию музыкального языка, средсв выразительности, влияющих на характер произведения, развитие тембрового слуха.
Содержание занятия: В начале урока учитель настраивает учеников на то, что сегодня они продолжат знакомство с музыкой К.Дебюсси, но теперь с его симфоническим творчеством.
Симфоническая музыка в творчестве К.Дебюсси занимает место не менее значительное, чем фортепьянное. Она тоже воплощает наиболее типичные образы и сюжеты, черты стиля композитора.
Одно из самых замечательных симфонических произведений К.Дебюсси - «Море» - три симфонических эскиза: «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем».
В этих симфонических эскизах старшеклассники смогут увидеть восторженное пантеистическое чувство, которое пронизывает это произведение и придаёт ему особую привлекательность.
К.Дебюсси тяготел к жанру симфонических картин. И однажды создал крупное циклическое произведение, единое, различно воплощающееся в каждой из трех частей.
Над симфоническими этюдами «Море» композитор работал в 1903-1905г.г. Это произведение он посвятил своей жене. Оно навеяно реальными впечатлениями от Средиземного моря, от Атлантики, на побережье которой К.Дебюсси проводил летние месяцы.
В данном триптихе композитор запечатлел три состояния стихии: дремлющую морскую гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень; восхитительную игру волн и бликов света, и наконец, в сумерках - извечную борьбу моря с неукротимым ветром.
После вступительного слова педагог предлагает прослушать произведение и подумать над вопросами: насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания.
Когда учащиеся познакомятся с симфоническими эскизами «Море» следует важное место отвести анализу произведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаются возможности привлечь внимание к его содержанию, раскрывая выразительность художественных образов, музыкального языка.
Вопросы учащимся после прослушивания:
Каким было представлено море в этом произведении?
Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря?
Что сближает это произведение с живописью?
После диалога с учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента - шум моря, движение волн и изменчивые краски морской воды, отражающей небо. Первая картина «Море от зари до полудня» передает впечатление игры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движение танца - «Игра волн» - посвящена изображению стихии движения. В последней картине - «Диалог ветра с морем» - воплощение энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала.
Подробно о музыке:
Heart
Heart
Эта американская рок-группа обязана своим появлением таланту сестер Энн (р. 19 июня 1951, Сан Диего, США) и Нэнси Уилсон (р. 16 марта 1954, Сан-Франциско, США). Энн в 1967 году выпустила пару синглов на местном лейбле под вывеской "Ann Wilson And The Daybreaks". После нескольких ...
Black crowes
Black crowes
Эту команду из Джорджии основали братья Робинсоны, Крис и Рич. Как-то на рождество отец подарил им обычную гитару и басуху, определив тем самым будущий род занятий своих сыновей. Первое время в составе группы, называвшейся поначалу "Mr. Crowe's garden", наблюдалась сильная т ...
Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича
Природа одарила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое, духовное и нравственное. Образ человека совпадал с образом творца. То мучительное противоречие между повседневностью и нравственным идеалом, кот ...