а) Общепедагогические и специальные способности необходимые учителю музыки.
Способности как индивидуально-психические особенности личности рассматриваются наукой в тесной связи с деятельностью. Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают взаимное влияние на саму деятельность, повышая ее качественный уровень.
Наиболее плодотворно развиваются способности в деятельности интересной и любимой. Это обусловлено развитием, обогащением и углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность в ней; повышением объема и качества знаний и умений, связанных с совершенствованием этой деятельности.
Для осуществления той или иной деятельности необходимы свои, определенные способности. Они не являются каким-то единичным свойством, а входят в целостную систему свойств личности, обеспечивающих в итоге успех в конкретном виде деятельности.
Поскольку музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как общими, так и специальными способностями, рассмотрения требует и те, и другие, относительно профессии учителя музыки.
Педагогические способности являются не только предпосылками успешной деятельности учителя, но и своеобразным отражением ее структуры.
Индивидуальные особенности личности связаны с характеристикой профессиональной пригодности учителя, которые понимается как соответствие избранной профессии, интересов, склонностей, потребностей, индивидуальных черт характера. В процессе деятельности происходит постепенное изменении природных свойств человека применительно к требованиям этой деятельности и выявляются те качества специалиста, которые в дальнейшем составят структуру его личности. Так, в музыкально-педагогической деятельности образуется целостная структура личности учителя музыки, где музыкальные способности становятся необходимым и обязательным компонентом.
Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. Б.М.Теплов, изучая структуру музыкальных способностей, органически связывая их с общим развитием личности. Он впервые ввел понятия о музыкальности как систематическом выражении музыкальной одаренности и определил ее основные компоненты: эмоционально-эстетическом отношение к действительности, образное мышление, система музыкально-слуховых представлений, включая различные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство.
Особое место в структуре личности учителя музыки следует отвести мышлению как качеству, лежащему в основе его профессиональной деятельности.
При восприятии и исполнении музыкальных произведений ассоциации возникают прежде всего под воздействием реально звучащей или слышимой внутренним слухом музыки, которая вызывает определенные музыкальные образы. Представления о характере и качестве звучания, о тембрах и динамики музыкального произведения ассоциируются у музыканта с представлением о том, как найти нужное качество звучания, о тембрах и динамики музыкального произведения, какие использовать средства, чтобы передать возникший в воображении художественного замысла.
Музыкальное мышление следует понимать как специфический вид общечеловеческой способности мыслить. Закономерности мышления приобретают в музыкальной деятельности своеобразный характер в силу того, что отражения действительности происходит посредством обобщенных музыкальных образов. В основе музыкального мышления лежат музыкально слуховые действия, являющиеся комплексом взаимосвязанных музыкально-двигательных и зрительных представлений.
Б.М.Теплов подчеркивал огромную роль музыкально-слуховых представлений для любого вида музыкальной деятельности, которая включает в себя понимании логики построения музыкального произведения, его формы, структуры и помогает эмоциональному восприятию и глубокому проникновению в художественный образ, лежащий в основе произведения.
Подробно о музыке:
Агата Кристи
Дата рождения группы: 20 февраля 1988 года, когда состоялся первый концерт "АК" в зале Уральского Политехнического института (на кафедре которого работал Вадим Самойлов). Группа выступила с программой только что записанного альбома "Второй Фронт".
Кем основана группа ("ро ...
Американский стиль
Американский стиль (American Style) класс (разновидность) бального танца (группы танцев), который эволюционировал из массового и сейчас является общепризнанным представителем конкурсного стиля танца. 9 американских танцев разделены на две группы: Гладкий (Smoothies) Стиль состоит из: Фокстрота В ...
Информационное поле музыкального театра
Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством и с хороводными мусическими действами. Необходимо подчеркнуть преемственность театральных действ не только от действий запевал хоровода, но и всех участников хоровода ...