К сожалению этим произведениями ограничивается обращение автора к творчесту К.Дебюсси и М.Равеля: в последующих 3 - 4 классах музыка импрессионистов не используется. Вероятно, ограничение это Н.А.Терентьевой сделано сознательно. Поскольку Программа расчитана на младших школьников, она не должна быть перегружена столь сложной в плане языка музыкой (какой является музыка импрессионистов).
Хотелось бы отметить, что темы "Поет зима, аукает" и "Музыка леса" очень органично вплетают в себя произведения импрессионистов.
Музыкальный материал, предложенный Н.А.Терентьевой вполне досту-
пен детям младшего школьного возраста. Но, на наш взгляд, не стоит сравнивать музыку Дж.Россини (Увертюра к опере "Вильгельм Телль") и М.Равеля ("Восход солнца"), творивших в разные исторические периоды.
Для детей _младшего . школьного возраста такое сравнение очень сложная задача. Следует отметить то, что картина просыпающегося леса в ув.
Дж.Россини - лишь фон, на котором разворачиваются сюжетные события оперы, а у Равеля она - самоценный эпизод балета, где красочный музыкальный язык составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение эпизода "Восхода солнца" М.Равеля с "Утром" Э.Грига из сюиты "Пер Гюнт".
Автор программы на своих уроках широко использует принцип целостности, т.к. для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое восприятие мира. Для более полного понимания предложенной музыки, ученикам прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н.А.Терентьевой, а точнее их эмоциональный строй, на наш взгляд не соответствует миру чувств той музыки, для усиления восприятия которой они предназначены. Более удачным было бы привлечение образов из поэзии символистов.
Программа Музыка 1 - 8 классыпод ред.
Ю.Б.Алиева М.: Просвещение, 1993 г.
Программа "Музыка" под редакцией Ю.Б.Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте темы года "Выразительные возможности музыки" во II-ой четверти (тема "Музыка выразительная") автор предлагает в качестве материала для слушания фортепианную миниатюру К.Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", а в III-й четверти (тема "Кто исполняет музыку") - пьесу для флейты соло "Сиринкс" того же автора. Достоточно раннее приобщение детей к музыке импрессионистов (в частности К.Дебюсси) выглядит вполне логичным в цвете центральной идеи Программы - постепенное постижение учениками характерных особенностей историко-художественных направлений в музыке (в том числе импрессионизма). Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для детского восприятия (в особенности это касается пьесы для флейты соло "Сиринкс") и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее использовать более доступные сочинения. Таковыми вполне могли бы быть произведения К.Дебюсси и М.Равеля, адресованные детской аудитории.
Подробно о музыке:
Культурные диспозиции прогрессивного рока (progressive rock) в рок-культуре
Будучи частью интегративной по своей природе массовой культуры, рок-музыка унаследовала музыкальные и культурные элементы различных традиций и стилей - это особенности музыки ритуальных обрядов прошлого и настоящего, выращенные в течение усвоения музыкальной культуры американских негров, это объед ...
Святослав Теофилович Рихтер
Святослав Теофилович Рихтер /1915—1997/
« .Это был поистине великий день моей долгой музыкальной жизни, да и не только моей . — заявила после встречи с пианистом в Америке, в прославленном Карнеги-холл Розина Левина (учительница Вана Клиберна). — Слушая Рихтера, я все время ловила себя на мысли, ...
Михаил Анчаров
Юрку Визбора я знал совсем молодым, а вот недавно на магнитофоне услышал
запись одной из последних его песен, которая меня потрясла. Я "вкатал" ее
в свой роман "Сотворение мира". Кажется, она Визбором недоделана и кто-то
дописал последние строфы. А начало Юркино: "А ...