Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике музыкального образования

Статьи о музыке » Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки » Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике музыкального образования

Страница 4

Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческии подход учителем музыки.

Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент - привлечение про­мизведении К.Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь сложного нап­равления как импрессионизм.

Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М.: Просвещение, 1983г.

В _Программе по музыке . для общеобразовательных школ _Д.Б.Кабалевс­ _кии . на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера.

Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать живо­пись?") в качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Ис­панской рапсодии" М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной. Это вполне закономерно, пос­кольку импрессионистам своиственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам. Многие произведения К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В "Хабанере" автор Программы советует пе­дагогу обратить внимание ребят на необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный, боевой, призывный инс­трумент и открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музы­кального инструмента способствует возрастанию интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он исполняет. В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных инструментов ор­кестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения по­добных потерь.

Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс, IV четверть). По мысли Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зритель­ные образы - картины народного гуляния" (прогр. К. с.37). Но в данном случае авторская программа К.Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке своей педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора, "Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде "ослепительных и химерических видении" (цит. по 9, с.76). Нам думается судить о таких образах школь­никам чрезвычайно трудно. Это касается и возникновения у них зритель­ных ассоциации ночного народного праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны. На наш взгляд неподготов­ленным слушателям, какими являются ученики . класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.

Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение та­кого сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в ка­честве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема "Музыкальный образ"). Д.Б.Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как единый, развиваю­щийся образ танца. По нашему мнению, такая задача может быть успешно

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Рука, ее значение в жизнедеятельности человека; специфические особенности ее двигательных действий
1. Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвиж­ных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют ис­ключительное значение во всех ее действиях. 2. В отличие от других ча ...

В. Высоцкий - Он был чистого слога слуга...
Братские могилы На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают- К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. А в Вечном о ...

Опыт использования Чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки
Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, о ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru