Эта глава посвящена рассмотрению места сочинений композиторов - импрессионистов в трех программах по музыке, по которым в настоящее время проводятся занятия в школах. Это программы следующих авторов: Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева и Д.Б.Кабалевского. У каждого из них свои подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки:
- с какои музыкой импрессионистов следует знакомить детей (музыкальный материал),
- как это делать (метды),
- когда (тематика и возраст детей).
Мы постарались максимально подробно разобраться в этих вопросах и в опоре на них выстроить обзор программ.
Программа "Музыка" Н.А.Терентьевой.
Н.А.Терентьева в программе "Музыка" (музыкально-эстетическое воспитание I - IV классы. М.: Просвещение, 1994 г.) акцентирует актуальность идеи комплексного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию детей. Формирование и воспитание эстетического чувства у младших школьников осуществляется при знакомстве и овладении основами трех видов искусств - музыки, живописи, литературы (с фрагментарным подключением театра, кино, архитектуры). При этом стержневым видом искусства в данной программе является музыка. В отборемузыкального материала автор не обходит вниманием и творчество композиторов-импрессионистов. Обращение к нему не слечайно, т.к. музыка импрессионистов предполагает рассмотрение во взаимосвязи с другими видами искусств.
Так, занятие по теме "Поет зима, аукает" (2 класс) в качестве музыки для слушания предлагается пьеса "Снег танцует" из цикла "Детский уголок" К.Дебюсси. Для большей глубины восприятия музыки детям предлагается прослушать стихотворение Е.Трутневой "Зима". Цель урока - осмысление понятия "образ". Поэтому после звучания музыки и стихов учитель задает следующий круг вопросов:
1. Какои образ возник перед вами при прослушивании музыкального и
поэтического произведений?
2. Что является отличительной чертой художественного образа?
3. Что общего между образами, воплощенными в пьесе К.Дебюси и сти-
хотворении Е.Трутневой?
4. Вчем различие между ними?
После дети получают задание красками нарисовать свои впечатления, сымпровизировать движение под музыку К.Дебюсси.
В урок по теме "Музыка леса" (2 класс) включен фрагмент из балета "Дафнис и Хлоя" М.Равеля, ("Восход солнца"). Учитель предлагает детям совершить мысленную прогулку по лесу, полюбоваться его красочными картинами, услышать лесные голоса. Основная цель вызвать в сознании у ребенка мысль о том, что человек, способный проникнуться чудесным миром природы, несомненно будет заботиться и оберегать ее, восхищаться ею. Учитель просит ответить на вопрос: какое настроение, чувство пробуждает в вас прозвучавшая музыка? К постижению образа этого сочинения следует подвести учащихся через анализ средств музыкальной выразительности, в частности, отметить своеобразные изгибы мелодической линии, обратить внимание на музыкальные инструменты, использованные Равелем. После анализа музыкально-выразительных средств эпизода "Восход солнца" педагог просит рассказать о том, что происходит с природой в утренние часы.Для усиления выразительности красочной звуковой картины просыпающейся природы в произведении М.Равеля, Н.А.Терентьева использует стихотворение С.Есенина "Синий май.Заревая теплынь." Далее следует сравнение изображения звуками картины утреннего леса в музыке "Восход солнца" М.Равеля и к увертюре к опере "Вильгельм Телль" Дж.Россини. Выявляются общие моменты - спокойное, слегка покачивающееся движение музыки, ассоциирующееся с дуновением ветра, усиление динамики, обогащение звучности за счет включения новых инструментов, напоминающее пробуждение птиц и зверей. Интересно следующее после этого задание красками на листе бумаги изобразить оттенки настроения, передать эмоциональные впечатления от прослушанной музыки, показать смену характера состояния.
Подробно о музыке:
Рок 70-х
Рок-н-ролл, а позднее так называемый «авангард» соответствовали по времени бунтам, потрясающим основы общества. Ален Дистер, автор книги «Английский рок»: «Рок, вторгшийся в жизнь общества, действует глубинно. О нем судят по его поверхностным, внешним проявлениям, по одежде, и охотно не замечают, ...
Выбор репертуара для начинающего
Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирает ...
Музыкальная письменность Древней Руси
Древнерусскую профессиональную музыку записывали знаками безлинейной невменной нотации. Это знаковое, или знаменное (от слав. знамя — "знак") письмо имело немало разновидностей. На протяжении XI—XVII вв. возникали и исчезали нотации, сменяя друг друга, и лишь одна из них — столповая знам ...