Дмитрий Курилов, литературовед

Статьи о музыке » Визбор » Дмитрий Курилов, литературовед

Страница 1

Когда первое поколение бардов окончило вузы, на смену "студенческой песне"

пришла так называемая "самодеятельная песня", понимаемая как своеобразная

форма "фольклора городской интеллигенции". Ключевой фигурой

"самодеятельной песни" являлся Юрий Визбор, выработавший на выступлениях

стиль живого, непосредственного контакта со слушателями. Именно песни

Визбора определили лицо жанра; однако, при всей его популярности,

авторская песня заслужила немало упрёков в поверхностности и

непрофессионализме именно из-за текстов Визбора.

Его песни написаны в лирико-романтическом или шуточном ключе; они

описывают туристские подвиги, путешествия; для лирики Визбора характерен

жанр своеобразной "мужской исповеди". Если подходить к песням Визбора как

к поэтическим произведениям, сразу же бросается в глаза набор

необязательных фраз, схематичность сюжета, банальные эпитеты ("лето

жаркое", "дожди тоскливые", "вёрсты длинные"), нехитрые метафоры ("Ты у

меня одна, словно в ночи луна ."), небрежная рифмовка, вторичная

образность. Однако простота и доходчивость изложения вкупе с искренностью

чувства содействовали популярности песен Визбора. В них звучал апофеоз

дружбы, любви, интересной жизни. Неугасимый оптимист Визбор, призывавший

уйти "в иную даль", в мир туристической романтики, искусства, в сущности,

должен был устраивать официальные круги, служа примером жизненной

активности, которая не входила в конфликт с официальной моделью

общественного поведения. Самодеятельная песня на данном этапе не была

политически оппозиционной, но и конформизм, впоследствии ей нередко

приписываемый, вряд ли был ей свойственен.

Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо жанра

и его деление на два направления: 1) лирико-романтическое, представленное,

наряду с Б. Окуджавой, именами Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю.

Визбора, М. Анчарова и - частично - лирикой Высоцкого; 2)

эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого,

принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова.

(Диссетрация. - М.: Ин-т им. М.Горького, 1999. - С. 9-24)

Журнал "Работница"

Чтобы понять, каким он был, как жил, надо слушать его песни. Он весь в

них. Веселый, неунывающий Визбор: "Приходи ко мне, Бригитта, как стемнеет,

приходи .", "Не хочу я каши манной, Мама, я хочу домой!", "Слезайте,

граждане, приехали, конец - Охотный ряд, Охотный ряд!". А вот прячущий

подальше от чужих глаз свою грусть Визбор: "Никак к разлукам я не

привыкаю", "Я плыву от порта к порту, Я иду от горя к горю", но который

всегда и при любых обстоятельствах делает вид, что "прекрасно живет".

Он ничего не придумывал, не изобретал острых сюжетов. Писал о том, что

знал, любил, пережил. О людях, "чья профессия - отвага, призванье -

высота". Маршруты, по которым он прошел, дали название многим песням - они

и сейчас звучат там. Несложные по форме, без претензий и потуг на нечто

значительное, но глубокие по сути. Они были любимы молодежью тогда, когда

создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра.

(Журнал "Работница". - 1988. - № 10. - С. 35-36)

Журнал "Крестьянка":

Юрий Визбор прожил отмеренные ему судьбой пятьдесят лет ярко и талантливо.

Он был удачлив во всем, за что брался, будь то журналистика, альпинизм,

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Экспозиция
Первая тема в тонической тональности Связка-модуляция в другую тональность Вторая тема в другой тональности, часто констратная первой теме по настраению и характеру Заключение в тональности второй темы Обычно экспозиция повторяется дважды ...

Сергей Васильевич Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов(1873—1943) Русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808—81) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4— 5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно . С 1882 занимался в Петербургской , с 1885—в Московской консерватории . Среди ...

Тематика произведений Моцарта
Тематика опер М. отразила передовые социальные и этические идеи эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере “Свадьба Фигаро” по комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше. Революционная острота комедии в опере смягчена (отчасти по цензурным соображениям), поэтичнее, ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru