Дмитрий Курилов, литературовед

Статьи о музыке » Визбор » Дмитрий Курилов, литературовед

Страница 1

Когда первое поколение бардов окончило вузы, на смену "студенческой песне"

пришла так называемая "самодеятельная песня", понимаемая как своеобразная

форма "фольклора городской интеллигенции". Ключевой фигурой

"самодеятельной песни" являлся Юрий Визбор, выработавший на выступлениях

стиль живого, непосредственного контакта со слушателями. Именно песни

Визбора определили лицо жанра; однако, при всей его популярности,

авторская песня заслужила немало упрёков в поверхностности и

непрофессионализме именно из-за текстов Визбора.

Его песни написаны в лирико-романтическом или шуточном ключе; они

описывают туристские подвиги, путешествия; для лирики Визбора характерен

жанр своеобразной "мужской исповеди". Если подходить к песням Визбора как

к поэтическим произведениям, сразу же бросается в глаза набор

необязательных фраз, схематичность сюжета, банальные эпитеты ("лето

жаркое", "дожди тоскливые", "вёрсты длинные"), нехитрые метафоры ("Ты у

меня одна, словно в ночи луна ."), небрежная рифмовка, вторичная

образность. Однако простота и доходчивость изложения вкупе с искренностью

чувства содействовали популярности песен Визбора. В них звучал апофеоз

дружбы, любви, интересной жизни. Неугасимый оптимист Визбор, призывавший

уйти "в иную даль", в мир туристической романтики, искусства, в сущности,

должен был устраивать официальные круги, служа примером жизненной

активности, которая не входила в конфликт с официальной моделью

общественного поведения. Самодеятельная песня на данном этапе не была

политически оппозиционной, но и конформизм, впоследствии ей нередко

приписываемый, вряд ли был ей свойственен.

Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо жанра

и его деление на два направления: 1) лирико-романтическое, представленное,

наряду с Б. Окуджавой, именами Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю.

Визбора, М. Анчарова и - частично - лирикой Высоцкого; 2)

эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого,

принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова.

(Диссетрация. - М.: Ин-т им. М.Горького, 1999. - С. 9-24)

Журнал "Работница"

Чтобы понять, каким он был, как жил, надо слушать его песни. Он весь в

них. Веселый, неунывающий Визбор: "Приходи ко мне, Бригитта, как стемнеет,

приходи .", "Не хочу я каши манной, Мама, я хочу домой!", "Слезайте,

граждане, приехали, конец - Охотный ряд, Охотный ряд!". А вот прячущий

подальше от чужих глаз свою грусть Визбор: "Никак к разлукам я не

привыкаю", "Я плыву от порта к порту, Я иду от горя к горю", но который

всегда и при любых обстоятельствах делает вид, что "прекрасно живет".

Он ничего не придумывал, не изобретал острых сюжетов. Писал о том, что

знал, любил, пережил. О людях, "чья профессия - отвага, призванье -

высота". Маршруты, по которым он прошел, дали название многим песням - они

и сейчас звучат там. Несложные по форме, без претензий и потуг на нечто

значительное, но глубокие по сути. Они были любимы молодежью тогда, когда

создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра.

(Журнал "Работница". - 1988. - № 10. - С. 35-36)

Журнал "Крестьянка":

Юрий Визбор прожил отмеренные ему судьбой пятьдесят лет ярко и талантливо.

Он был удачлив во всем, за что брался, будь то журналистика, альпинизм,

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Становление классического джаза
В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мир ...

Бетховен и жизнеощущение классицизма
Тайна прекрасной формы (На примере медленной части Четвертой фортепианной сонаты) Для наших бесед я избрал жанр целостного анализа конкретных произведений. Почему не лекций? — Так мы быстрее придем к идеалу знания, как живого умного видения. Высокие идеи должны просиять в родном для них материале ...

Работа над полифонией, И. Бах, ХТК, прелюдия и фуга, си бемоль минор
Особые трудности возникают в работе над полифоническими произведениями. Здесь тоже надо помочь разобрать тональный план, объяснить целесообразность аппликатуры, проанализировать структуру произведения, выучить мелодию каждого голоса наизусть. Поскольку особую трудность вызывает прослушивание средн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru