Основные проблемы второго этапа работы

Страница 2

) делает движение суетливым, может нарушить ритм.

Что должно стать для ученика определяющим при выборе аппликатуры? Вероятно, для каждого учащегося, уже задумывающегося над этим, первой будет мысль – сыграть так, как удобнее. Казалось бы, всё верно. Однако нужно привить ученику правильное понимание термина “удобство”: оно должно не абстрагироваться от смысла музыки, а определяться им. Удобной может считаться та аппликатура, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль.

Следующая проблема второго этапа – звучание инструмента.

Звук

- основное средство выразительности. Как сказал Н. Метнер – “Всё должно выходить, рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из глубочайшей тишины”.

Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, а общее внимание организованным.

Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своём исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим развивается внимательное отношение ученика к приёмам звукоизвлечения, обеспечивающим получение полноценного звука.

Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они также составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее важную, нежели такие элементы техники, как беглость, аккордовая техника, скачки и т. д.

При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание баяна к пению, к человеческому голосу:

Умеренно. Г.Шендерёв. Думка

.

Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры legato (легато – связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Делать замах нет никакой необходимости. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.

Старейший баянист – исполнитель и педагог П.Гвоздев в своей статье “ Принципы образования звука на баяне и его извлечение” писал: “ Сочный, певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки”.

Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения ФРАЗИРОВКОЙ

. Членение музыки на фразы обусловлена самой сущностью музыкального произведения. В статье “ О музыкальном исполнительстве” А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: “ Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием “. Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением:

Певуче Тонкая рябина

. Русская народная песня.

Фразировка является, прежде всего, средством выражения художественного образа музыкального произведения. Она включает в себя средства звукоизвлечения, другие выразительные средства, синтезирует динамику, агогику, штрихи, мех и т.д., и всегда индивидуальна. В статье “ Фразировка баяниста “ Ю.Акимов пишет: “ Мы имеем дело с довольно сложной связью, ибо фразировка является средством по отношению к содержанию произведения и в то же время художественной целью по отношению к общемузыкальным, инструментальным и индивидуальным средствам исполнителя. Можно сказать, что освоение фразировки составляет существо всего процесса работы над произведением”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подробно о музыке:

Петр Ильич Чайковский и его роль в русской музыкальной культуре XIX века
Петр Ильич Чайковский (1840-93) родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его, российский композитор. В 1845 г. Чайковский начал учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский игра ...

Энциклопедия фортепианной техники
Этюды и упражнения Черни – фундаментальная школа последовательного овладения тезническими навыками. От самых простейших, элементарных формул представленных, например, в сборниках «100 petite etudes»,ор.139; «40 Uebungstucke fur Anfänger», ор. 481; «Erster Lehrmeister», ор. 399, Черни ведет ис ...

История оркестра
Я, конечно, понимаю, что во-первых мои знания об оркестре сравнительно невелики, да и вы не хотите читать лекцию о классической музыке. Просто всегда доставляет удовольствие делиться с другими людьми тем, что тебя интересует больше всего. Уже давно я понял, что это мое , и что как из всей музыки м ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru