Основные проблемы второго этапа работы

Страница 3

Особое место в работе над сочинением следует уделять штрихам

. Они должны выполнять и художественную и техническую сущность, где первое занимает главное значение. “Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приёмами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения”.*

----------------------------------

*Егоров Б. “Баян и баянисты”. – М.,1984. – Вып.6.

В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально – выразительного значения. Штрихи условно можно разделить на протяжные (связные и раздельные) и короткие (краткозвучные). К первым относятся legato и legatissimo (связные) и staccato и staccatissimo. Протяжные (связные и раздельные) штрихи необходимы главным образом в исполнении кантилены, а короткие (краткозвучные) служат чёткости, остроте разделения звуков или аккордов, как в непрерывном движении, так и в отдельности.

Рассмотрим характерные особенности основных штрихов и способы их исполнения.

Legato -♫ - связная игра. Пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Вполне достаточно той силы, которая преодолевает сопротивление пружинки и удерживает клавишу в положении упора. Играя кантилену, очень важно чутко осязать поверхность клавиши кончиками пальцев. “Клавишу нужно ласкать! Клавиша любит ласку! На неё только она отвечает красотою звука!” – говорил Н.Метнер. Колотить жёсткими твёрдыми пальцами не нужно. Свободная мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке окончании звука, а также следить за плавным ведением меха:

А.Онегин. Вариации на тему русской народной песни

Умеренно. “То не ветер ветку клонит”

.

Non legato - ♫ - не связно. Исполняется одним из трёх основных видов туше при ровном ведении меха

В темпе марша. Г.Шахов. В поход.

Этот штрих приобретает ровность в том случае, когда звучащая часть тона будет равна искусственной паузе (незвучащей части), возникающей между звуками мелодической линии.

Staccato - ♪♪ - острое, отрывистое звучание. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы лёгкие и собранные:

Оживлённо. Л.Делиб. Полька.

Чёткость артикуляции, акцентирование первых долей, яркость звука, чередование динамических оттенков – основные элементы музыкальной выразительности, которые помогут выявить характер танца.

“Штриховые обозначения, указанные композитором, во многом условны и обычно требуют дополнений и уточнений исполнителя, сделанных, разумеется, в соответствии со стилем произведения. От штрихов в немалой степени зависит характер исполнения фразы, её выразительные оттенки… штрихи способствуют также правильному дыханию, артикуляции фразы, а, следовательно, её выразительности”.*

Сравним штрихи legato и staccato в произведениях разных стилей:

И. Паницкий. Вариации на тему русской народной песни

Медленно, певуче. “Ой, да ты, калинушка”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подробно о музыке:

Техно (Techno)
Термин техно используется для большого количества видов электронной музыки. Особый, нетанцевальный аспект может быть найден в отдельном направлении техно - эмбиент, на треках лейбла WARP. Другой вид многих стилей - детройтское техно. Подобно хаусу, оригинальное техно характерно четырьмя четвертям ...

Гитара, виуэла, лютня в культуре Нового Света
Обратимся к событиям произошедшим в Старом Свете несколько ранее, в Испании, в год 1492. Эта дата знаменует два события: завершение реконкисты, – падение последнего оплота мавританского владычества в Испании, – Гранадского эмирата и открытие Христофором Колумбом Нового Света. Эти события связанны ...

Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура
…Двигались только руки. Он воображал,что из его гитары вытягиваются нитии наматываются на рога минотавра.Могущество, которое бурлило в нем,стекало с кончиков пальцев в гитаруи затем заполняло пространство,которое лежало между ними. Роджер Желязны "Подмененный". В интернете гитаристике ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru