Основные проблемы второго этапа работы

Страница 4

Andante. И.С.Бах. Фуга соль минор для органа.

--------------------------------------

*Гинзбург Л. “О работе над музыкальным произведением”. – М.,1968, с.65.

В русской песне legato исполняется очень плавно, один звук как бы вливается в другой. Легато желательно сыграть и тему соль – минорной фуги Баха. Но если мы привнесём в её исполнение ту же мягкость и плавность что и в обработке Паницкого, то тем самым просто разрушим стиль произведения, его образ. Legato у Баха требует отчётливости каждого тона. То же самое можно сказать и о штрихе staccato. Staccato в произведениях Баха большей частью более плотное, глубокое, как бы с ощущением “дна”. Здесь нет места легковесности, поверхности:

Allegretto. И.С.Бах. Фуга до минор. ХТК. Т.1.

В отличие от legato и staccato штрих non legato меньше меняется в зависимости от стиля произведения.

Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно – эмоционального содержания произведения.

Наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного выражения сочинения чрезвычайно велика роль движения меха

. Здесь всё зависит от работы левой руки. Полнота и глубина звука даже на небольшой силе не потеряется, если мех будет постоянно вестись левой рукой, не прекращая движения даже в паузах. Чрезмерная сила ведения меха неизменно вызывает форсированный звук, тогда как пассивное сопровождение даёт пустоту звучания. Из этого следует вывод: без определённой установки и точного физического распределения движений рук, пальцев, корпуса невозможно заставить инструмент звучать выразительно.

Наиболее общими здесь являются следующие задачи:

1. Обеспечение необходимого контакта левой руки исполнителя с левым полукорпусом баяна на всём протяжении звучания фразы.

2. Достижение наибольшей мышечной свободы левой руки.

На первый взгляд эти две задачи кажутся совместно невыполнимыми.

Для решения первой из поставленных задач при игре на разжим нужны три точки соприкосновения руки с левым полукорпусом баяна. Имея одну точку опоры (левый рабочий ремень), мы сможем только “тянуть” мех баяна, но не нажимать клавиши. Прибавив работу пальцев на клавиатуре, невольно найдём вторую точку – переднюю часть крышки левого полукорпуса.

Однако при наличии двух точек ещё нельзя говорить об устойчивом ведении меха. Во многих положениях баян “не подчиняется” воле исполнителя. Только применив в качестве опоры третью точку (заднюю часть крышки левого полукорпуса), баянист сможет достичь естественности в ведении меха.

Используя в левой руке три точки опоры, можно достичь пластичности и певучести в музыке.

Наибольшую трудность представляет выработка навыков плавной смены меха, главная задача которой – обеспечить логическое продолжение мелодической линии на противоположном движении меха. Основным условием осуществления этой задачи является своевременная плавная передача необходимых усилий с разжима на сжим и, наоборот, при заранее подготовленных точках опоры левой руки. Слух учащегося должен постоянно контролировать звучание и вносить нужные коррективы в действие рук. Обязательным условием выполнения плавной сменой меха является опора правой и левой части корпуса баяна на бёдра ученика и тщательная регулировка рабочего ремня.

В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Подробно о музыке:

Boy hits car
Boy hits car Жители солнечного города Лос-Анджелеса Луис, Крегг и Скотт дружили с глубокого детства, причем первые двое еще чуть ли не с периода памперсов. Вместе они постоянно ввязывались в различные нехорошие истории, но иногда все-таки находили время заняться кое-чем полезным. Так, к 1990 году ...

Колокола и звоны
В отличие от плоскостных конструкций била, русские колокола имели форму усеченного конуса наподобие огромного толстого колпака с расширенным раструбом, который имел в завершении уши для подвески. Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верх ...

Советская музыка первой половины ХХ века
Мне кажется будет объективным показать историю развития советской музыки на примере творчества нескольких ярчайших композиторов. Для себя я выбрал лишь троих: С.С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и Арам Хачатурян. Разумеется, ими не исчерпывается список выдающихся композиторов советской эпохи. Но, мне ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru