Песня как одно из средств формирования личности

Статьи о музыке » Песня как одно из средств формирования личности

Страница 1

Горячий поборник музыкального воспитания школьников Д.С. Кабалевский был убежден в том, что музыка (как все искусства) – не простое развлечение и не добавление, не “гарнир” к жизни которым можно пользоваться или ие пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника [5]. Наиболее распространенным жанром музыкального искусства является песня. Она ближе всего к повседневности, она всегда рядом, она наиболее чуткий свидетель и участник всех поворотов как в в истории народа, так и в истории личности. Давно стало истиной, что песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Под нашим руководством было выполнено исследование Е.В. Булатовой, целью которого было проследить, что же отражалось в этом зеркале с момента октябрьской революции до наших дней, и как отразившийся образ воздействовал на людей?

Ведущей песней революционного движения России сразу стал “Интернационал”, переведенный в 1902 г. Быстро стала популярной “Рабочая марсельеза”, русский вариант французского революционного гимна. Из Польши пришли в Россию “Красное знамя”, “Беснуйтесь, тираны”, “Варшавянка”. Народной революционной стала сочиненная Л.П. Радиным в одиночке Таганской тюрьмы песня “Смело, товарищи, в ногу”.

Никто не может подсчитать вклад песни в революцию, но без таких песен революция невозможна. Это одна из действенных форм влияния музыки на человека. Революция сделала песню массовым видом искусства, вывела ее на площади и улицы городов и сел, песни стали неотъемлемой частью народных праздников, народной жизни. Они не только напоминали о революции, но и революционизировали волю, чувства и мысли людей.

К концу 30-х годов Советский Союз занимал особое место в мировом порядке. Руководство страны провозгласило, что социалистическое общество в СССР в основном построено. Считалось, что 10–15 лет будет достаточно, чтобы догнать и перегнать развитые капиталистические страны по уровню развития производительных сил. Колхозный строй провозглашался незыблемой основой жизни крестьянства. Но глубоко противоречивым было социально-психологическое состояние общества. В нем сочетались вера в высшее будущее и страх перед неизвестностью причин, порождавших аресты, террор, прополку тысяч людей, Книги и фильмы, описывавшие мощь и непобедимость Красной Армии рекламировали неизбежность победы в будущей войне “малой кровью” на чужой территории. Пропаганда легкой победы действовала демобилизующе. Первые часы войны показали, что неожиданный удар врага и его стремительное продвижение в глубь страны на некоторое время повергли в шок наши войска.

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура вообще и песня, в частности, сыграли свою особую роль. Все лучшее из культурных традиций стремилось помочь миллионам людей осознать свое место в общем строю. Патриотическое начало доминировало в произведениях писателей, художников, композиторов.

Широкую популярность приобрели многие лирические стихи” ставшие настоящими народными песнями: “Огонек”, “В лесу прифронтовом”. Гимном прозвучала на всю страну песня “Священнная война”, сочиненная в первые дни войны А. Александровым и В. Лебедевым-Кумачом. Она ежедневно звучала по радио, ее пели солдаты и труженики тыла.

Характерной чертой лучших песен Отечественной войны является сдержанность чувств: они лишены надлома и аффектации, отличаютсж большой душевной силой. Такова партизанская песня В. Захарова “Ой, туманы мои, растуманы”. Острая потребность бойцов в лирической, задушевной песне нашла свое отражение в песнях В.Соловьева - Седова: “Вечер на рейде”, “Соловьи”, “На солнечной поляночке” и др. Особенно близки композитору были стихи А Фатьянова.

В суровое военное время советская массовая песня стала мощным идейным орудием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей.

Оптимизм, надежда на лучшую жизнь – характерная черта массового сознания послевоенных лет. Интеллигенции казалось, что теперь наступит время, когда можно будет свободно творить. Фактически эти годы для советской культуры оказались самыми тяжелыми. Сталин пристально следил за новинками литературы. На “обработке” художественной интеллигенции сосредоточился Жданов. Не “чуждался” искусства и Берия. На местах руководящие идеологические работники стремились четко улавливать мнения “верхов”, проводить в жизнь их указаниж. Официальные установки требовали от искусства прежде всего воспевать “пафос восстановления”, подчеркивать исключительно позитивные явления общественного развития. Широким народным массам предназначалась не подлинно народная, а псевдонародная музыка в исполнении хоров и солистов, воспевавших Сталина, счастливую колхозную жизнь и т.п. Любимая миллионами людей исполнительница народных песен Л. Русланова была ре прессирована. Развернулась борьба с “космополитизмом”. Это привело к изоляции от многих достижений культуры народов мира. Но большая политика была отгорожена от простого человека. Он с огромным энтузиазмом взялся за восстановление разрушенного хозяйства, движимый огромным желанием зажить счастливо после войны Плечом к плечу с народом в строй встала песня. К темам предыдущих лет в песенном искусстве добавились и другие: прославление подвига народа, сокрушившего фашизм, борьба за мир, возращение к труду. Яркие песни писали композиторы В.И. Соловьев-Седой, М.И.Блантер, А.Г. Новиков, С.С. Туликов, И.О. Дунаевский; поэты В. Лебедев-Кумач, Р.Рождественский, М. Матусовский и др. До сих пор поются песни: “Подмосковные вечера”, “Если бы парни всей земли”, “Лучше нету того цвету”, “В городском саду”, “За окном черемуха колышится”. Жажда покоя и мира истерзанных войной людей была отражена в песнях: “Песня мира” Д. Шостаковича, “В защиту мира” В. Белого, “Мы за мир” С. Туликова, “Гимн демократической молодежи мира” А. Новикова. Тревогу маленького гражданина за судьбу мира прекрасно отразили в своей песне “Пусть всегда будет солнце!” А. Островский и Л Ошанин. Слова припева, которые написал мальчик под своим рисунком, звучат, как наказ взрослым:

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Работа над полифонией, И. Бах, ХТК, прелюдия и фуга, си бемоль минор
Особые трудности возникают в работе над полифоническими произведениями. Здесь тоже надо помочь разобрать тональный план, объяснить целесообразность аппликатуры, проанализировать структуру произведения, выучить мелодию каждого голоса наизусть. Поскольку особую трудность вызывает прослушивание средне ...

Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт! Кому не знакомо это имя? У любого человека оно прежде всего ассоциируется с классической музыкой. 27 января 1756 года в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп и окруженном живописными реками, садами и лесами родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для род ...

Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов
Под формированием мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов мы понимаем процесс их ситуативного и личностного развития в период обучения. По нашему мнению, необходимо кратко остановиться на употреблении терминов “формирование” и “развитие” в психолого-педагогической литературе. С одн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru