Культурные диспозиции прогрессивного рока (progressive rock) в рок-культуре

Статьи о музыке » Культурные диспозиции прогрессивного рока (progressive rock) в рок-культуре

Страница 14

В контркультурных представлениях о рок-музыке, окончательно сложившихся к концу 60-гг., качества "роковости" как главными ценностными установками определялись человечностью, правдой, честностью, неангажированностью, неприятием разрушительных глобальных последствий технического развития. Отсутствие этих черт определяло музыку как не-рок. Эта традиция, сформировала и эстетическую цельность арт-рока, определившую становление и развитие идей в его композициях. Так, герой песни "The Lost Cycle" завершающей альбом "No Earthly Connection" Рика Вэйкмана (Rick Wakeman), - пришелец из будущего, представитель погибающей цивилизации прибывает сообщить людям о плачевных результатах их духовной слепоты, утраты главных человеческих качеств, называемых здесь "Музыкой души". Он просит их остановить самоубийственный для людей и природы технический прогресс, сохранить Землю и повернуть вспять свою историю. И в таком возрождении - сохранить “Музыку души”, которую он возьмёт в мир будущего, где жизнь, растраченная войнами и эгоистичной гордыней прошедших веков, умирает "подобно заброшенному пыльному злаку". купить фронтальный погрузчик Сургут

Согласно контркультурным психоделическим представлениям, рациональное управление обществом должно быть отвергнуто в пользу спонтанности, экспрессии, самоосуществления и творчества. Его цели определялись как:

- воспитание нового типа личности с новыми формами сознания;

- формирование новых отношений между людьми;

- создание новых ценностей, социальных и моральных норм, этических и эстетических критериев.

Сообразно им, начальные этапы развития рок-музыки подчинялись идее управления творческим процессом с помощью наркотика. Основы психоделии были сформулированы представителями интеллектуальной элиты контркультуры. Одним из них был Тимоти Лири (Timothy Leary, 1920-1996), теоретик психоделии, как способа мышления, образа жизни и как искусства. Однако, он далеко не первым обратил внимание современников на наркотическую культуру. Ещё Шарль Бодлер (Charles Baudelaire, 1821-1867) посвятил действию опиума и гашиша книгу "Искусственный рай". В ней он напоминает о редком состоянии человека, иногда видящего окружающий мир "в чётком рельефе и удивительной ясности контуров и поразительном богатстве красок". Бодлер называет его "райским", сравнивая с "тяжёлой мглой пошлой повседневности". В свою очередь, Олдос Хаксли (Aldous Huxley, 1894-1963) развивает психоделические темы в двух трактатах: "Двери восприятия" и "Рай и Ад". В них он ссылается на теорию А. Бергсона, согласно которой функция мозга - очищать человека от ненужных в реальной жизни впечатлений, от "бесполезного и ненужного знания". Мозг оставляет "очень небольшую выборку", которая и является жизненно полезной. И хотя человек, соответственно этой теории, в потенциале - сам Мировой Разум, необходимость выжить в земных условиях заставляет мозг и нервную систему "пропускать через редукционный клапан" почти весь Разум. Принятый человеком мескалин, вытяжка из корня пейотла, нарушает герметичность этого клапана. И тогда в состоянии "безэговости" появляется "смутное знание", что "Всё во всём - что, на самом деле, Всё есть каждое". Это " .то божественное, беспристрастное Единое, в котором примиряются полярные противоположности". Мир, увиденный там - незнаком. Он ничего не повторяет. В обычном состоянии сознания мир видится в его неполном выражении, в полном же человек может его воспринять только расширенным сознанием, которому доступны необычайно яркий свет, предельное усиление цвета и "значительное повышение способности разума распознавать тонкие различия в оттенках". О.Хаксли напоминает и о других (менее эффективных) средствах достижения визионерского (психоделического) переживания. Они связаны с особенностями такого дыхания, при котором увеличивается доля двуокиси углерода. Это - упражнения йоги с задержками дыхания. Продолжительные или непрерывные крики, повторы в магии и религии, "монотонные песнопения курандеро, колдуна и шамана, непрерывное пение псалмов и чтение речитативом сутр" и т.п.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Подробно о музыке:

Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин /1833—1887/ Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. ...

Тематика произведений Моцарта
Тематика опер М. отразила передовые социальные и этические идеи эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере “Свадьба Фигаро” по комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше. Революционная острота комедии в опере смягчена (отчасти по цензурным соображениям), поэтичнее, ...

Французская сюита
Во временя барокко этот жанр возник как серия чередующихся быстрых и медленных танцев для придворных балов. Совершенно не обязательно это были французские танцы. Сарабанда, например, появилась в Испании, и, кстати, совершенно не как придворный танец, а скорее наоборот, как танец низшего сословия. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru