Занимая в контркультуре весьма значительную позицию, рок-музыка должна была выполнять роль средства расширения сознания как "мистического экстаза души". Исследователь контркультуры Ч.Рейч объясняет эту её функцию как рождающую "Сознание III", единственную истинную ценность", эмоциональный уровень "я", неосознанный, бессознательный (витальный), освобождающий es от ego, т.е. подобной функции наркотического отключения, фантазии, культа чудесного и магического. Ею, как и наркотиками, восточным мистицизмом и сексуальностью разум должен вытесняться в пользу экстатического состояния, ценного отказом от подчинённости тела разуму, которое должно следовать природным ритмам и стихиям. Так контркультурная идея использования психоделиков с целью расширения сознания, легла в основу психоделии, как художественной области рок-музыки. Она характеризуется способностью выражать средствами музыкального языка и сопровождающих её цветовых и световых эффектов состояния изменённого сознания. В первоначальных замыслах создателей психоделии такое искусство должно было усиливать трансформации самоощущения и опыта прожитой жизни в наркотических состояниях, поддерживая своими средствами их галлюцинации, изменяющие восприятие окружающего мира, фантастические представления, а также искажённые ощущения пространства и времени. Оно должно было участвовать в перестройке иерархии мотивов и ценностей: деперсонализации и дереализации (утраты осознания своего "я", предметности и реальности окружающего мира), поддержки эйфории или переживания нирваны и, тем самым, способствовать объединению с нематериальными основами мира. Музыка, воспринимаемая в наркотическом состоянии, побуждала образование синестезических феноменов. Акустическое восприятие превращалось в оптическое. Звуки становились "чистой энергией, пульсирующей вне времени и пространства". Состояние наркотической эйфории имитировалось экстатичностью, рождаемой ритмической остинатностью, метаморфопсия (потеря ощущения собственного тела) - эффектами быстрого звуковысотного перемещения сигнала в электронных тембрах, не имеющих аналогов с акустическими. Нарушение восприятия качества цвета - эффектами тембровой неустойчивости электронного звучания. Рождение иллюзий, фантастических представлений побуждались, с одной стороны соответствующими текстами, с другой, - звуковыми эффектами полёта, растворения в пустоте (деперсонализация).
В такой функции психоделический рок (Psychedelic Rock), как культура иррационального сознания, может быть определена как система приёмов исполнения, формирующая восприятие, обусловленное общепризнанной в рок-культуре образностью, в свою очередь зависимой от образности, рождающейся в наркотически изменённом сознании. Это усвоение элементов восточного музицирования, ладовых и ритмических элементов индийской и арабской музыки, введение тембров необычных, новых для того времени, электронных музыкальных инструментов - прежде всего, синтезатора Moog, открывавшего новые, не виданные в то время, звуковые возможности. Благодаря звучанию синтезатора, можно было многократно повысить звуковой уровень, который у опытных адептов психоделии ассоциировался с ярким светом, возникавшем при "вхождении" в расширенное сознание. Использование реверберации имитировало состояние погруженности в психоделический транс, "подвешенности" в воздухе. Всё это способствовало развитию новой области психоделического звукотворчества, предназначенной для создания космической, фантазийной или эзотерической образности. "Путешествие в себя" становилось главной идеей рок-композиций, целых концертных программ и студийных альбомов. Музыкальные версии таких путешествий создавали новую психическую реальность для слушателей. О таковой можно судить по тексту песни ”the Beatles” "Tomorrow never knows" из альбома "Revolver" (1966г.), первоначальное название The Void (Пустота, как категория в буддизме). В основе текста лежит идея, родственная психоделической компиляции тибетской "Книги мёртвых", созданной Т.Лири Р.Метцнером, Р.Олпертом в труде "Психоделический опыт" (“The Psychedelic Experience - a manual based on the Tibetan Book of the Dead” By Timothy Leary, Ph.D., Ralph Metzner, Ph.D., Richard Alpert, Ph.D.” (полная версия книги на английском языке) . Это наставления, которые даются во время психоделической сессии -
выдержка из "The Psychedelic Experience" |
выдержка из "Tomorrow never knows" |
.Есть вечная реальность - Пустота. Твоё собственное пробуждённое сознание, Не имеющее формы и цвета, По природе своей пусто. Оно - сама Реальность. Всеблагость. Совершенный покой. Свет. Сияние . |
Отключи разум и расслабься, И тогда поплывёшь вниз по течению. Никаких стремлений, никаких стремлений. Оставь все мысли, и тебя обнимет пустота. - Она сияет, она сияет. А что ты поймёшь смысл внутренней сущности, - Это так, это так, Что всё любовь и каждый есть любовь - Вот это познание, вот это познание. Пусть невежество и ненависть оплакивают смерть. Но не вера, но не вера. Но прислушайся к краскам твоей мечты, Ведь это жизнь, ведь это жизнь. Всё играет в игру жизни без конца, С самого начала, с самого начала. |
Подробно о музыке:
Black label society
Black
label
society
Джеффри Филипп Вайландт (р. 14 января 1967) родился и провел свое детство в Нью-Джерси. С 14 лет он начал осваивать гитару, а в 18 уже играл в различных бандах. Начиная со своей бытности в одной из таких команд, "Zyris", Джеффри начал именовать себя Закари Вайландом. ...
A.F.I.
A.F.I.
В 1991 году четверо парней из небольшого калифорнийского городка Юкай в промежутках между катаниями на скейтах начали осваивать музыкальные инструменты. Звали этих ребят, основавших известную ныне команду "A.F.I." ("A fire inside"), Дэйви Хавок (вокал), Адам Карсон (удар ...
Колокола и звоны
В отличие от плоскостных конструкций била, русские колокола имели форму усеченного конуса наподобие огромного толстого колпака с расширенным раструбом, который имел в завершении уши для подвески. Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верх ...