Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 1

К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители импрессио­низма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг раз­ножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень сложный.Мы решили,что лучше осуществить знакомство школьников с музы­кой импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детс­кий уголок" К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен.И даже один из авторов (М.Равель) говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства при­вело . к упрощению моего стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,

с.84).Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком,так и в виде фрагментов).Предлагаемый материал может служить пособием для учителя музыки,желающего познако­мить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием "Детский уголок".Это произведение он посвятил своей го­рячо любимой дочери Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными изви­нениями отца за то, что последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnas­sum","Колыбельная Джимбо","Серенада кукле","Снег танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки, в которых ком­позитор мастерски создал образы и картины детства.

В "Детском уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно от­личалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами.В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:

а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,кото­рое проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой ми­ниатюры;

б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в раз­ных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей с ожив­ленными темпами не случайно - оно явно отражает жизнерадостность,лю­бознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сцен­ки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная Джимбо";портрет­ные зарисовки-"Маленький пастух";волшебный пейзаж, рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая ок­раска.Музыковед Н.Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заклю­чен уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутли­вое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской "мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пароди­рование этюдов М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к Пар­насу") и известной музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысле­ние тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.

Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в ко­тором воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение было создано в начале века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Бортнянский Дмитрий Степанович
(30 июля1751, Глухов - 28 сентября 1825, СПб; погребен на Смоленском кладбище, могила не сохранилась), Знаменитый русский композитор, певчий, капельмейстер, директор Придворного певческого хора, дирижер, педагог. Дмитрий Степанович Бортнянский родился в семье казака, служившего у гетмана К.Г. Разум ...

Характер использования Римским-Корсаковым инструментов духовой группы
Преподавая и учась в консерватории, руководя духовыми оркестрами, занимаясь дирижерской деятельностью, Римский-Корсаков получил те знания, которых ему недоставало долгие годы, поэтому он подверг переработке все свои ранние произведения, а также «Псковитянку». Вот что было написано в музыкальной лет ...

Мстислав Леопольдович Ростропович
Мстислав Леопольдович Ростропович /1927/ 27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем. Вскоре перед Ростроповичем в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru