Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 2

Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnas­sum". Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Сис­тематические упражнения в технике игры на фортепиано, предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один из путей, постепенно приближающих юно­го пианиста к вершинам исполнительского мастерства.Сочинение же К.Де­бюсси "Доктор Gradus ad Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак, начиная умеренно, чтобы закон­чить оживленно"(цит.по 17,с.68).В словах композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных технических упражнений.Ее подчеркивают ав­торская ремарка "ровно и без сухости",мягкость фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на ровном и непре­рывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:

ПРИМЕР N 9.

Живому непосредственному развитию художественного образа способс­твует отказ композитора от схемаичных, квадратных структур, столь свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.

"Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа, вызывающего однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного, но всетаки слона. Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьессы низкого регистра, и нетрадиционный для колы­бельной аккомпанемент в виде чередующихся больших секунд. Тяжеловес­ная, несколько угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пен­татонического звукоряда, что придает музыке некоторый восточный коло­рит:

ПРИМЕР N 10

Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды, кото­рые то "колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровож­дением целотоновое звучание. Использование столь необычных выразитель­ных средств - одно из проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно провести аналогию с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна", в котором композитор широко применил целотоновые последова­ния, мерцающие секунды в сопровождении и пентатоническое строение ме­лодии.

Развитие материала в "Колыбельной Джимбо" осуществляется по сквозному принципу: каждое новое мелодическое образование подготавли­вается предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими оттенками настроения, очень живописна по колориту и пленяет удивительно мастерским использованием скромной палитры выразительных средств.

Очень изящна и грациозна третья часть сюиты - "Серенада кукле". На ее жанровую принадлежность указывает уже само название. Как извест­но, серенада приветственная или любовная песня, исполняемая под окном возлюбленой. Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент, подражающии звучанию гитары или мандолины.

В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэ­тому перечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушеч­ное. Уже первая авторская ремарка, предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали подчеркивает прозрачность и некоторую иллюзорность звучания музыки. Весь комплекс музыкально-выразительных средств харак-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подробно о музыке:

Творческий путь
Ровесник Вагнера. Как и Вагнер, он был великим оперным композитором 2-й половины 19-го века. Он написал 26 опер и 1 реквием. Обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. В отличие от Вагнера Верди не отрицал оперных традиций, а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), ...

Фагот
Фагот(от итальянского fagotto, буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их ...

Современный хард-рок: "Scorpions"
По поводу слова "современный" в подзаголовке можно долго спорить, так как группа "Scorpions" образовалась в 1972 году и их принято считать одними из классиков рока. Но все дело в том, что размеры реферата не позволяют мне описывать особенности не то что каждой группы, но даже из ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru