Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnassum". Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Систематические упражнения в технике игры на фортепиано, предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один из путей, постепенно приближающих юного пианиста к вершинам исполнительского мастерства.Сочинение же К.Дебюсси "Доктор Gradus ad Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак, начиная умеренно, чтобы закончить оживленно"(цит.по 17,с.68).В словах композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных технических упражнений.Ее подчеркивают авторская ремарка "ровно и без сухости",мягкость фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на ровном и непрерывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:
ПРИМЕР N 9.
Живому непосредственному развитию художественного образа способствует отказ композитора от схемаичных, квадратных структур, столь свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.
"Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа, вызывающего однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного, но всетаки слона. Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьессы низкого регистра, и нетрадиционный для колыбельной аккомпанемент в виде чередующихся больших секунд. Тяжеловесная, несколько угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пентатонического звукоряда, что придает музыке некоторый восточный колорит:
ПРИМЕР N 10
Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды, которые то "колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровождением целотоновое звучание. Использование столь необычных выразительных средств - одно из проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно провести аналогию с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна", в котором композитор широко применил целотоновые последования, мерцающие секунды в сопровождении и пентатоническое строение мелодии.
Развитие материала в "Колыбельной Джимбо" осуществляется по сквозному принципу: каждое новое мелодическое образование подготавливается предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими оттенками настроения, очень живописна по колориту и пленяет удивительно мастерским использованием скромной палитры выразительных средств.
Очень изящна и грациозна третья часть сюиты - "Серенада кукле". На ее жанровую принадлежность указывает уже само название. Как известно, серенада приветственная или любовная песня, исполняемая под окном возлюбленой. Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент, подражающии звучанию гитары или мандолины.
В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэтому перечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушечное. Уже первая авторская ремарка, предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали подчеркивает прозрачность и некоторую иллюзорность звучания музыки. Весь комплекс музыкально-выразительных средств харак-
Подробно о музыке:
Танго
Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в "Barria Las Ranas", гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием "Baile con corte" (танец с о ...
«Борис Годунов»
Внимание композитора к трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" привлек в 1868 его друг, историк русской словесности и фольклорист профессор В. В. Никольский. Фабула пушкинской трагедии относится к началу XVII века, одной из переломных эпох в истории русского народа; ее коллизии позволяли ...
Анализ понятия «катарсис» в музыке
Еще Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий, является необычайно сильное переживание, названное им катарсисом.
Проблемой эмоциональных переживаний, возникающих в процессе созидания и восприятия художественных произведений, указывали самы ...