Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 5

Первая пьеса называется "Павана спящей красавицы". Павана - это церемонный танец XVI - начала XVII вв.; под медленную музыку которого шествовали кавалеры и дамы в пышных нарядах. Еще в старые времена та­нец покинул балы и "поселился" в старинных танцевальных сюитах.(Они назывались танцевальными, хотя были предназначены просто для слуша­ния). Равель впервые обратился к этому танцу в 1899 году в произведе­нии "Павана на смерть инфанты" ставшей одной из популярнейших фортепи­анных пьес Равеля. Ее исполнение вполне доступно не только искушенным пианистам, но и любителям. Пьеса привлекает благородным сдержанным ли­ризмом. Она пленяет прежде всего своей мелодией - ясно диатонической, уходящей корнями во французскую народную (бретонскую) музыку песен­ность. Тема изложена в среднем регистре - регистре человеческого голо­са, овеяна его дыханием и эмоциональным теплом. Ее напевность оттеняет аккомпонемент, воспроизводящии тихое и мягкое звучание лютны. В каданс Равель вплетает "убаюкивающие" обороты. Пьеса развертывается как инс­трументальная поэма - сказка или легенда; в ней порывы, мечты, возни­кающие "нездешние" видения чередуются с первоначальным образом, прохо­дящим как некии рефрен три раза и каждый раз расцвечивающимся новыми фактурными и гармоническими красками.

"Павана спящей красавицы" из "Моей матушки - гусыни" еще одно чу­до лирической простоты и изящества. Главное, гибкая, трогательная, чуть грусная мелодия написана в характере колыбельной. Она лишена ук­рашении и изложена в прозрачной фактуре. Музыка выдержана в строгом двух- и трехголосии (за исключением тех тактов, где появляется ограни­ченный пункт).

ПРИМЕР N 18.

Пьеса "Мальчик-с-пальчик" привлекает внимание своей тонкой звуко­изобразительностью. Мелодия выделяется вернонайденой интонацией наив­ности персонажа сказки. Непрерывное, неспешное движение параллельными терциями, составляющее фон, словно рассказывает о несканчаемом пути бредущего домой мальчика-с-пальчика:

ПРИМЕР N 19.

Форшлаги в высоком регистре - изображение птиц, поедающих разбро­санные по пути хлебные крошки (о них говорится в словесном эпиграфе). Когда мальчик-с-пальчик не находит хлебных крошек, он в отчаянии опус­кается на колени. В музыке это передано повторением интонации "падаю­щей" квинты. Мальчик-с-пальчик печально удаляется - снова звучат вос­ходящие ряды терции.

Следующая пьеса - "Принцеса - дурнушка" - играет в сюите роль скерцо. Изящная миниатюра целиком основана на той форме пентатоники, которая в Европе считается китайскои. Начало пьесы звучит на черных клавишах: fis,gis,ais,cis,dis, что предает марионеточность, игрушеч­ность звучанию. Обилие диезов и высокие регистры усиливают светлый, блестящии характер музыки:

ПРИМЕР N 20.

Пентатонические секунды создают ритмическую основу для легкой очерченой, как бы переливчатой мелодии. Она порхает в верхнем регист­ре, иногда уступая место перезвону колокольчиков.

Пьеса "Разговор Красавицы и Чудовища" возвращает слушателя в ли­рическую сферу. Эта часть сюиты написана в жанре медленного грациозно­го вальса. Изысканная, широко развернутая мелодия Красавицы сочетается с тяжеловесными, звучащими в низком регистре репликами Чудовища.

ПРИМЕРЫ N 21, 22.

Превращение Чудовища в Прекрасного принца передано "перерождени­ем" басовых неуклюжих ходов в красивую мелодию в верхнем регистре. В заключении пьесы темы Красавицы и Прекрасного принца (Чудовища) слива­ются в выразительном дуэте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Подробно о музыке:

Гобой
Эээ . это отдельный разговор ...

Владимир Самойлович Горовиц
Владимир Самойлович Горовиц /1904—1989/ В своем искусстве Горовиц предстает перед нами как неповторимая творческая личность — его исполнительский почерк узнается сразу, достаточно прослушать лишь несколько сыгранных им тактов. «Я индивидуалист, каким должен быть каждый художник, — заметил он как-то ...

Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется м ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru