Последняя пьеса - "Волшебный сад" - спокойный четырехполосный хо-
рал. Здесь царит ясная диатоника белых клавишь. Светлый характер господствует и в коде, построенной на сопоставлении тризвучии субдоминантовой итонической групп, звучащих на фоне органного пункта и глиссандо в верхнем регистре:
ПРИМЕР N 23.
Это апофиоз волшебной сказки, заканчивающейся торжеством доброго светоносного начала.
Разнообразие тембровых и гармонических красок этой внешне скромной фортепианной сюиты побудило М.Равеля к созданию ее оркестровой редакции. Один из ведущих деятелей французского музыкального театра Ж.Руше подал композитору идею небольшого балета. Увлекшись таким предложением, Равель, сочинив дополнение к пяти пьесам цикла, написал балет "Сон Флорины".
Способность проникаться сказочным духом проявилась в вокальном сочинении "Рождественские сказки" и в опере "Дитя и волшебство". Детские фортепианные сочинения М.Равеля и К.Дебюсси - еще один пример переклички двух мастеров. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка привело этих композиторов к упрощению музыкального языка, который в тоже время не утратил своей оригинальности. Образы этих произведении близки и понятны детям.
Но в "Детском уголке" царит атмосфера реальности, иногда даже современности ("Кукольный кэк-уок" один из первых отзвуков танцевальных ритмов XX века в европейской музыке). В "Моей Матушке-гусыне" сказки (пьесы поражают своей простотой, соединением лукавой прелести с утонченной необычайностью в музыке, что роднит М.Равеля со сказочниками прошлых веков).
К.Дебюсси и М.Равель - одни из немногих композиторов по настоящему понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении их можно поставить в один ряд с Шуманом иЧайковским.
Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов опытной работы в общеобразовательной школе N 7 г.Перми. Эта работа проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков.
Проанализировав самостоятельные детские музыкальные циклы К.Де-
бюсси и М.Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедческой (специальной и популярной) литературе, а также в методических разработках мы попытались использовать пьесы "Детского уголка" и "Матушки -гусыни" на уроках музыки в качестве материала для слушания. Ведущая цель, которую мы преследовали - в доступной для детского восприятия форме осуществить первое знакомство школьников с музыкальным импрессионизмом, с творческой манерой композиторов. В связи с этим не случайным оказался выбор сочинений посвященных детской тематике: она во многом способствует более успешному достяжению цели уроков. В дальнейшей работе мы попытались выйти на обобщающую характеристику музыкального импрессионизма.
В настоящей главе мы описываем фрагменты занятий, знакомящих школьников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля.
Несколько первых уроков были посвящены музыке "Детского уголка" К.Дебюсси. В виду достаточной сложности и непривычности для школьников музыкального языка этого произведения, основной формой работы была беседа. Вот один из ее вариантов:
_Учитель . - Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композито-
ром конца XIX - начала XX вв. его имя - Клод Дебюсси. Мы обратимся к одному из его фортепианных произведении, которое называется "Детскии уголок". Как вы думаете, о чем может рассказать нам музыка с таким названием?
_Дети . - Об играх, детях, игрушках.
Подробно о музыке:
О темпе Богослужения
На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у старо ...
Медленный вальс
Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, ско ...
Выступления в России
Сведения о Джованни Боттезини публикуются на рубеже 40-х – 50-х гг. 19 века. Многие русские композиторы ездили в Италию и Австрию, где Боттезини выступал уже в 1840-46 годах. Неизвестно, приезжал ли в эти годы Боттезини в Россию. Возможно первый приезд состоялся только в 1866 г.
Начало 1866 г. в ...