Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 11

свои собственные впечатления.

Произведение, которое только что прозвучало - одна из прелюдий для фортепиано пол названием "Затонувший собор".Она возникла под впе­чатлением от бретонской лаганды о древнем городе Ис, некогда поглощён­ном морем, и, по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далёкий перезвон колоколов.Композитора в этом сказочном сюже­те привлекла живописная сторона.Средства музыкальной выразительности подчинены здесь задаче возможно более тонкого воспроизведения в музыке картины морского пейзажа,постепенно рассеивающегося тумана И наступаю­щего рассвета, колокольного звона, доносящегося из глубины вод, и, на­конец, поднимающегося со дна моря города.В завершении предстаёт перво­начальный морской пейзаж: слышны тихие всплески волн,смыкающихся над исчезнувшим собором.

Затем У. предлагает ученикам прослушать ещё раз это произведение и записать свои впечатления в тетради.Вот некоторые из них:

"Я представила себе старинный замок с приведениями.За таинствен­ным туманом, который постепенно рассеивается, показывается комната.В ней всё покрыто вековой пылью.Вот старинный резной стол, а на нём ­стопка толстых рукописных средневековых книг.В комнате темно, но свеча вдруг зажигается сама собой и освещает комнату.На стене висит большое зеркало.В пём отражаются все события, что произошли в этом городе, замке, комнате.Некоторые из них радостные, ннекоторые - грустные.А большинство - величавые и спокойные, как музыка, которую я слышу сей­час."

"Сначала из воды слышен хор, потом звон колоколов.Город начинает подниматься из воды.Музыка становится торжественной.В этот момент го­род вновь погружается в пучину.Потом музыка успокаивается, как будто успокаивается вода, покрывшая город.Нет ряби, даже не дует ветер и вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не было ничего."

Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое

сложное по музыкальному языку произведение, как "Затонувший собор", было воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные кар­тины.

Следующий урок был посвящён богатой красочной палитре оркестровой музыки композиторов-импрессионистов:

У.-Сейчас я сыграю четере фрагмента из сочинений К.Дебюсси.Свои впечатления о них композитор определил следующим образом:

1."Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут

облака, постепенно погружаясь в серое небытие.

2.Сирена парохода, плывущего по Сене.

3.Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллю-

минированном и наводнённом толпой.

4.Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой." Ваша задача - определить соответствия музыкальных фрагментов

прозвучавшим авторским описаниям.

У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из симфонического ноктюрна "Празднества", тему облаков и тему английского рожка из симфонического ноктюрна "Облака".Ученики выполня­ют задание письменно.Проверка показала, что при незначительных разног­ласиях, у большинства учеников ответы совпали.Соответствия были опре­делены в целом верно.

У.-Эти фрагменты из двух произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для симфонического оркестра "Облака" и "Празднества".Примечательно, что для композитора симфонический оркестр здесь не столько средство созда­ния звуковой мощи, сколько богатая палитра красок.Попытаемся опреде­лить, какими из них композитор рисует "Облака"?Что примечательно в те­мах этого произведения?

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Подробно о музыке:

Организация фестивальных и конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени
В конце 70-х годов ХХ века в Тюмени зарождается движение авторской песни. Начинается оно в студенческой среде в объединенном стройотряде ведущих вузов города: Строительного и Индустриального институтов и Тюменского государственного университета. Вскоре, в 1978 году, в ДК «Нефтяник» (рук. В. и С. С ...

Практические аспекты музыкально-информационного поля
Жизнь человечества в XX веке сопровождается стремительным развитием технологий хранения информации, имеющих глобальное культуростроительное значение. Наиболее яркое осуществление технологий культуры на современном этапе проявляется в создании информационной индустрии массовых коммуникаций и индуст ...

Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля
К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители импрессио­низма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг раз­ножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень сложный.Мы решили,что лучше осущ ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru