Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 9

У.-В год создания К.Дебюсси "Детского уголка" Морис Равель напи­сал прелестную серию музыкальных иллюстраций к известным французским сказкам под названием "Моя матушка-гусыня" для фортепиано в 4 ру­ки.М.Равель очень любил детей.Своих детей у него не было и он всю силу своей нерастраченной любви перенёс на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей.Для них и было написано это произведение. Композитор предполагал,что его маленькие друзья станут первыми испол-

нителями пьес на публичном концерте.

Обратите внимание, какое необычное название носит произведение - "Моя матушка-гусыня".Вы не знаете кто такая матушка-гусыня?

Д.-Нет.

У.-Это- старая сказочница, персонаж французского фольклора.Сказки матушки-гусыни вошли во французскую литературу с незапямятных времён.В XVIII веке Шарль Перро так и назвал свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях.М.Равель, очень любивший литературу и искусство XVII-XVIII веков, написал фортепианные пьесы на сюжеты фран­цузских писателей-сказочников тех времён.Перед пьесами композитор при­вёл в виде эпиграфов отрывки из сказок.Я зачитаю два эпиграфа:

1.(чтение эпиграфа к пьесе "Мальчик-с-пальчик".)Эта сказка вам

знакома.

2.Следующий отрывок из сказки "Зелёная змея".(Краткое изложение

содержания сказки, а затем чтение эпиграфа к пьесе "Принцесса-дурнуш­ка".)

Сейчас прозвучат две пьесы.Ваша задача - определить к какой пьесе подходит каждый из эпиграфов.

(Слушание пьес "Мальчик-с-пальчик","Принцесса-дурнушка".)

После слушания ученики правильно определили принадлежность эпиграфов:

Д.-Мальчик-с-пальчик заблудился и музыка тоже такая тоскливая, унылая, как бы блуждающая по тёмному лесу.

-Я услышал голоса птиц, которые съели хлебные крошки.Они изоб­ражены в музыке звенящими звуками в верхнеи регистре.

У.-Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик".А теперь попытайтесь объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки "Зелёная змея"?

Д.-В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на музыкальных инструменах.В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия была очень звонкой, игрушечной.Она напомнила мне китайскую му­зыку,

У.-Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, ко­торая в Европе называется китайской.

Следующее произведение к которому мы обратимся, называется "Волшебный сад".Оно завершает сюиту.После прослушивания я попрошу вас ответить почему именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю сюиту?

(Cлушание пьесы "Волшебный сад".)

Д.-Музыка сперва спокойная, таинственная.Я представила себе сад из мультфильма "Аленький цветочек".Вокруг воё очень красиво: фонтаны, тропические деревья, но чего-то не хватает.И вдруг мы находим то. что долго искали - аленький цветочек.

У.-Да."Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным торжеством доброго, светоносного начала.

Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало подачу ученикам готового матариала.Дети с вниманием слушали, еспи что-то было непонятно - переспрашивали.Особенно живой интерес вызвала пьеса "Прин­цесса-дурнушка" и сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была написана.Ученики по характеру музыки самостоятельно определили страну, в которой разворачивается действие сказки и попросили прослушать это произведение повторно.

После ознакомления с фортепианными сюитами К.Дебюсси и М.Раве­ля по отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий музыкаль­ную викторину.Ребятам надо было написать название прозвучавшей пьесы и её автора.Приблизительно 65% детей справились с этим заданием пол­ностью,остальные - частично.Отсутствует отрицательный результат опро­са, а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой отклик.Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учени­ков о датских сочинениях К.Дебюсси и М.Равеля.Вот некоторые из них:

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Подробно о музыке:

Песня как одно из средств формирования личности
Горячий поборник музыкального воспитания школьников Д.С. Кабалевский был убежден в том, что музыка (как все искусства) – не простое развлечение и не добавление, не “гарнир” к жизни которым можно пользоваться или ие пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизн ...

Функции продюсера
Продюсер, по сути, является лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от статуса продюсера, в его обязанности входит огромное число функциональных задач, но обычно их всего пять: Стратегическая – заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе которых с ...

История Electroclash
Обратимся к истории. Понятие "Electroclash" появилось относительно недавно - в начале октября 2001 года, когда в Нью-Йорке состоялся art-fashion-music фестиваль, который проходил в течение пяти дней и собрал коллективы и исполнителей, последнее время активно занимавшиеся внедрением в общ ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru