ПРИМЕРЫ N 13, 14.
Один из вариантов второго наигрыша обнаруживает сходство с глав-
ной темой фортепианнои пьесы "Остров радости".
ПРИМЕРЫ N 15, 16.
Однако при интонационном родстве тематизма "Маленького пастуха" с приведенными сочинениями образная сфера пьесы достаточно сильно отличается от светлых пейзажей оркестровей прелюдии и "Острова радости". Музыка носит здесь серьезный характер, навевает мысли о затерянности маленького человека в огромном мире. Такой оттенок образного содержания явно выделяет "Маленького пастуха" среди остальных пьес сюиты как лирическое отступление перед последней частью цикла.
ЕЙ является "Goll:wogg,s cake walk". Заключительный номер имеет весьма оригинальный заголовок - "Кэк-уок Голливога". Голливог - кукла - негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами, а также одно из прозвищ "комедииного" негра в менестрельных представлениях. Кэк-уок (что дословно означает "шествие за пирожным") - бытовой американскии танец, обращение к которому отражает огромный интерес Дебюсси к зарождавшемуся искусству джаза. Ксикопированным ритмам Дебюсси обращается позднее: в пьесе "Маленькии негритенок", в прелюдии "Генерал Лавин-эксцентрик", в марше английского солдата из первои картины балета "Ящик с игрушками". В "Кукольной кэк-уоке" композитор использовал наиболее яркие признаки этого жанра - четкую, механистически точную ритмику с синкопами, острые секундовые звучания в аккордах, резко контрастную динамику. Ироническии контекст последней пьесы сюиты выразился в том, что Дебюсси ввел в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Р.Вагнера. Ставшии в свое время своеобразным лозунгом вагнеристов, у Дебюсси он звучит как остроумная шутка. Мотив из "Тристана", сопровождаемый ремаркой "с большим чувством", появляется в окружении аккордов, имитирующих смех:
ПРИМЕР N 17.
Эта пьеса чрезвычайно привлекает своим современным звучанием.
В год создания Дебюсси "Детского уголка" М.Равель написал прелестную серию музыкальных "иллюстрации" к сказкам под названиям "Моя матушка - гусыня". Равель страстно любил детей. Никогда не зная отцовства, он всю силу своей нерастраченной любви перенес на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей. Для них и было сочинено это произведение, причем сперва предполагалось, что "маленькие друзья композитора" станут первыми исполнителями на публичном концерте.(Но дети были очень застенчивы, и пьесы были сыграны маленькими пианистками - Женевьевой Дюрок и Жанной Лёле).
Работая над циклом "Моя матушка - гусыня", Равель писал:"мое намерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства, естественно, привело меня к очищению моего почерка".(цит. по 21,с.84). Равель поясняет форму каждой из пьес, используя двух- и трехчастные схемы. При достаточно развитой мелодии на страницах "Моей матушки - гусыни" нет ни ослепительных пассажей, ни сложных для исполнения аккордовых массивов фактура здесь прозрачна и легка. Экономичность в пользовании выразительными средствами говорит о желании композитора достичь простоты и безискусстности повествования. В тоже время остается сложным гармоническии язык, богатый динамическими ньюансами, передающие тонкие звуковые градации.
Обращает на себя внимание весьма необычное название цикла происходит оно от имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы - Матушки - гусыни. Часто ее образ связывают с королевой Педок, которая изображалась с перепончатыми лапами. Да и само ее имя - Педок означает "гусиная кожа". Сказки Матушки - гусыни вошли во французскую литературу с незапамятных времен. В XVII веке Ш.Перро так назвал "Сказками Матушки - гусыни" свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях. М.Равель, очень любившии литературу и искусство XVII - XVIII веков, в 1908г., написал фортепианные пьесы на сюжеты Ш.Перро (чей сборник определил название цикла) и других французских писателей - сказочников тех времен. Перед пьесами NN 2,3,4 Равель, использовал в качестве эпиграфа Ш.Перро, М.К.д"Онуа и Л.де Бомон для облегчения восприяти музыки детьми. Все пьесы - "Павана спящей красавицы", "Принцеса - дурнушка", "Красавица и Чудовище", "Мальчик - с пальчик" и "Сказочный сад" - картины, просты по фактуре и содержат интереснейшие музыкальные находки.
Подробно о музыке:
Опера Джакомо Пуччини "Богема" (La Boheme)
Опера в четырёх картинах; либретто Дж. Джакозы и Л. Иллике по роману А. Мюрже "Сцены из жизни богемы" и по его же драме "Жизнь богемы". Первая постановка: Турин, театр "Реджо", 1 февраля 1896 года.
Действующие лица:
Рудольф (тенор), Марсель (баритон), Шонар (баритон ...
Анатолий Адамишин, дипломат
То, что мне хотелось бы выделить в Юрии Визборе, это чувство
гражданственности. Знаете, есть такое плохое русское выражение:
"Оглянешься вокруг - Боже ты мой! А потом посмотришь - ну и Бог с ним!"
Так вот Юре не было "Бог с ним". Я бы привел некоторую аналогию с
Высоцк ...
Особенности постановки правой руки
Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только м ...