Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Серца, поэтому музыка обычно взволнованная.
_Учитель . - Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали наз-
вать любовной песней?
_Дети . - Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть немного грусной, взволнованной, а это - подпрыгивающая, веселая, танцевальная.
_Учитель . - Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на
серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?
_Дети . - Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет красивой кукле серенаду. Все, и актеры и зрители веселы и довольны.
_Учитель . - Я с вами согласна, и мне кажется, что К.Дебюсси сочинил эту пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.
А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого
произведения?
(слушание пьесы "Снег танцует")
_Дети . - Дождь, похожии на падающие капли.
- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают кружась листья.
- Я представила прекрасные, легкие снежинки, блестящие в свете уличных фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а потом плавно опускаются на землю.
_Учитель . - Эта пьеса называется "Снег танцует". Ее музыка передает кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он навевает?
_Дети . - Тоски, грусти, одиночества.
_Учитель . - Композитор изобразил просто зимнии пейзаж?
_Дети . - Нет, композитор на фоне танцующего снега показал чувства, которые вызывает у него танец.
_Учитель . - Сейчас мы послушаем еще один танец.
(слушание пьесы "Кукольный кэк-уок")
_Дети . - Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм, а интонация напоминает джаз.
_Учитель . - Можно ли представить себе взрослых людей, танцующих под эту музыку?
_Дети . - Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная, носит шутовской характер.
_Учитель . - Верно, в этом танце есть что то забавное, комическое. Композитор назвал эту пьесу "Кукольный кэк-уок", а главным героем ее сделал смешную куклу - негритенка, с торчащими во все стороны волосами.
Кэк-уок - это танец, который возник в США и стал популярен в Ев-
ропе в начале нашего века. Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот, чарльзтон и многие другие эстрадные танцы.
Хотелось бы отметить, что эта пьеса вызвала у ребят положительный эмоциональный отклик. Уже на первых уроках был заметен интерес учащих-
ся к предложенной нами музыке. (К сожалению в конспект урока не вошли очень многие варианты ответов детей).Из сюиты "Детский уголок" особенно понравилась учащимся пьеса "Снег танцует".Это было для нас некоторой неожиданностью, так как музыкальный язык данной миниатюры выделяется на фоне остальных номеров как наиболее сложный.Одновременно это произведение ярче всего показывает особенности ипрессионистического стиля.Удивительно, что дети почувствовали ощущения, которые несет музыка, а значит - саму суть импрессионизма.Исходя из этого мы сделали вывод о возможном обращении к некоторым фортепианным прелюдиям К.Дебюсси и фрагментам оркестровых произведений К.Дебюсси и М.Равеля, являющихся более сложными.Использование этого музыкального материала в дальнейшей работе позволит углубить предтавления учащихся об особенностях музыкально-выразительных средств композиторов-импрессионистов.
Последующие несколько уроков были посвящены циклу пьес "Моя матушка-гусыня".Знакомство с этим циклом потребовало много разъяснений и комментариев,поэтому форма уроков тяготела к рассказу.
Подробно о музыке:
Какие же существуют приемы для развития художественно-образного мышления?
Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и не столько в вертикальной ...
Звуко (и видео-) запись и трансляция музыки в аспекте полевых феноменов
музыкальной культуры
Возникновение технологий фонозаписи и трансляции звука создало предпосылки развития дистантных форм коммуникаций, действующих как во времени, так и в пространстве. В дистантных формах коммуникаций процесс общения опосредован техническими средствами - грамзаписью, радио, телевидением, магнитофонной ...
Ольга Сергеева, журналистка
На концерте, посвященном 60-летию Юрия Иосифовича Визбора, конфликт между
поколением "отцов", романтиков 60-х, и "детей", скептиков 90-х, был
исчерпан. Все они плакали и смеялись над одним и тем же. Есть пророк в
своем отечестве. Просто он должен говорить правду. Всегда. ...