Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 12

(Слушание ноктюрна "Облака")

Д.-Композитор здесь использует различные оттенки белой, серой и голубой краски.Первая тема - тема облаков.Она звучала в верхнем ре­гистре неторопливо и спокойно.Мне кажется, что она проникнута пе­чалью.После темы облаков звучит тема сирены парохода.Она проходит нес­колько раз не изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.

У.-Что вы можете сказать о ритме этого произведения?

Д.-Ритм нечёткий .В оркестре отсутствуют ударные инструменты, по­этому он не выходит на первый план.Ровный и спокойный он помогает соз-

дать картину мерного и плавного движения облаков.

У.-Сейчас мы прослушаем произведение, которое называется"Празд­нества".Какие впечатления возникнут у вас? Какие краски вы здесь услы­шите?

(Слушание ноктюрна "Празднества".)

Д.-Сперва возникает ощущение темноты, и музыка, доносящаяся изда­лека, воспринимается как шорох.Но постепенно вырисовывается мелодия, так как праздник подходит всё ближе.И вот он уже рядом, и его вихрь захватывает нас.Вдруг музыка смолкает, и все начинают прислушиваться ­слышны далёкие звуки марша.Издалека трубы играют мелодию, но шествия пока ещё не видно.Музыка всё громче и громче - шествие приближается. Вот оно проходит мимо нас и тоже оказывается во власти зажигательного танца - тема шествия и тема танца звучат вместе.В отличие от "Облаков" настроение здесь очень жизнерадостное,всё искрится и сверкает.Ритм здесь - как пульс - не прекращается ни на секунду.Он как стержень, вокруг которого вьются мелодия и гармония.

У.-К.Дебюсси охарактеризовал эту музыку следующими словами:"Дви­жение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света .эпизод шествия - ослепительное и химерическое видение, проходящее сквозь праздник и сливающееся с ним.Фон звучит беспрерывно это .смешение му­зыки со светящейся пылью"(цит.по 9,с.76).Как вы думаете, что за средс­тва помогают композитору создать в музыке обоих произведений настоящие звуковые картины?

Д.-Тембр.В симфонический оркестр входят разные инструменты и, благодаря их тембрам, создаются различные цветовые ощущения.

У.-В этих произведениях К.Дебюсси разнообразнейшее по приёмам, совершенно оригинальное красочное оркестровое письмо, которое пол­ностью выражает его утончённое и специфическое понимание колористичес­ких возможностей оркестра.Как импрессионисты-живописцы, достигшие по­разительных эффектов на основе теории чистых, "разделённых" цветов, так и К.Дебюсси стремится, чтобы на его оркестровой палитре перелива­лись краски без смешения тембров.Почти постоянно композитор указывает в нотах особые приёмы изменения тембра инструментов, требующие специ­ального звукоизвлечения.

Сейчас я предлагаю ещё раз определить соответствия музыкальных фрагментов описаниям композитора.

После прослушивания примеров в оригинальном исполнении все учени­ки благополучно справились с заданием.

У.-Почему в начале урока возникли разногласия, а сейчас вы все пришли к единому мнению?

Д.-Фрагменты в начале урока звучали на фортепиано, а в конце - в исполнении симфонического оркестра.Тембры его инструментов помогли нам правильно выполнить задание.

Последний урок был итоговым.Пытаясь создать у учеников цельное представление об импрессионизме, мы предложили им определить его особенности не только в музыке,но и в живописи.Урок начался с просмотра репродукций картин импрессионистов:"Уголок сада в Монжеро­не", "Бульвар Капуцинок в Париже", "Руанский собор вечером" К.Мо­не,"Бульвар Монмартр в Париже" К.Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе" А.Сислея.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Подробно о музыке:

Alcatrazz
Alcatrazz Свою музыкальную карьеру Грэм Боннет (р. 23 декабря 1947, Скегнесс, Англия) начинал в 1970-х годах в группе "Marbles". Однако известность он получил, когда его пригласил к себе в " Rainbow" Ричи Блэкмор. С этим коллективом Боннет записал один альбом, после чего был бес ...

Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя к ...

Понятие красоты
(…) Так будь же зеркалом у Бога, И, очищаясь, отражай. Иначе — Красоту не трогай, Не создавай — не искажай.12 Вот мы уже неоднократно упоминали красоту как критерий качества и совершенства. Что говорит о красоте богооткровенная вера? Красота — одно из имен Бога. Христианское понимание красоты затми ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru