Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 3

теризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная "прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предворяемая форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и отрывистого движения:

ПРИМЕР N 11.

В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композито­ра выводить один мотив из другого, благодаря чему получается что, вся ткань как бы соткана из материала единого происхождения. Впечатления от поэтичной миниатюры Дебюсси очень точно сформировал И.И.Мартынов: "В этой, казалось бы, непритязательной детской пьесе композитор дости­гает изысканности стиля, создавая очаровательную картинку, вводящую в мир ребенка, увлеченно играющего с куклой. Здесь нет искусственности, подделки под детскую психологию, есть настоящая музыка для маленьких слушателей, равно интересная и для взрослых".(20, с.218).

Словно тонкой акварельной кистью написана четвертая пьеса цикла "Снег танцует". Круг родственных ей образов позже еще детализированнее будет воплощен в прелюдии "Шаги на снегу". Однако и здесь Дебюсси дос­тигает необычайной колористичности звучания и яркой образной вырази­тельности. Пьеса "Снег танцует" выделяется из всех частей сюиты своей импрессионистической окраской. Она не просто пейзаж, картинка природы. Однообразно падающии снег вызывает у человека чувство грусти и собс­твенного одиночества. В музыке эти настроения переданы монотонностью движения, единообразия фигурального рисунка, служащего живописным то­ном для выразительных мелодических построении.

ПРИМЕР N 12.

Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты. (К нему он неоднократно обращался в своем фортепианном творчестве: Токката из сборника "Для фортепиано", пьеса "Движение" из I-й тетрады "Образов", "Сады под дождем" из "Эстампо"). В основе токкаты лежит характерный исполнительскии прием - быстрое чередование обеих рук, которое создает ощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочине­нии токкатный жанр отличен фактурным многообразием, очень интересным гармоническим языком, благодаря которому создается особый колорит не­устойчивости, недосказанности и зыбкости. Дебюсси обращается к верту­ознному не ради решения технических задач. Его импрессионистическая токката примечательна прежде всего своим необычным образным содержани­ем, которое позволяет отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и новаторским страницам "Детского уголка".

Большой поэтичностью и теплотой чарует пьеса "Маленькии пастух". В ней композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сооб­щает им большую реальность и эмоциональную насыщенность по сравнению наприме, с оркестровой Прелюдией к "Послеполуденному отдыху Фавна". В основе пьесы - два тематических элемента, имитирующих наигрыши малень­кого пастуха: созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный. Нес­мотря на различие характера, оба напева имеют общие черты: выделение звучания тритона, причудливый и капризный ритмическии рисунок, которо­му триоли придают ощущение свободы и непренужденности. Можно отметить

интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних _про­ _изведении Дебюсси .: первый наигрыш близок флейтовому лейтмотиву Фавна (Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"), а также основной теме Сиринкс "пьеса для флейты соло "Сиринкс").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подробно о музыке:

Дирижер
Вы пришли в оперный театр. Скоро начнется спектакль, и в оркестровой яме — так называется помещение, расположенное внизу перед сценой, — уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что этот хаос звуков никогда не сольется в стройное, согласное и к ...

Дальнейшее развитие г. Bad Balance: ВСЁ РОВНО (из интервью с Владом Валовым)
Совсем недавно, кажущаяся реальной, возможность возрождения в былом составе легендарной отечественной команды Bad B. умерла вместе с Михеем (Сергеем Крутиковым). Едва оправившись от такого шока многие хип-хоп головы разродились мнением, что ШеFF'у стоит оставить в покое Bad B., и заняться чем-то д ...

Юрий Пискулов, альпинист
Для него горы были не просто преодолением препятствий. Как художник, Визбор искал и находил в горах идеалы красоты, гармонию человека с природой. "Как хорошо, что есть на свете горы - вершины красоты! " Но он считал, что человек должен быть "еще выше, чем эти вершины". Д ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru