Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 3

теризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная "прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предворяемая форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и отрывистого движения:

ПРИМЕР N 11.

В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композито­ра выводить один мотив из другого, благодаря чему получается что, вся ткань как бы соткана из материала единого происхождения. Впечатления от поэтичной миниатюры Дебюсси очень точно сформировал И.И.Мартынов: "В этой, казалось бы, непритязательной детской пьесе композитор дости­гает изысканности стиля, создавая очаровательную картинку, вводящую в мир ребенка, увлеченно играющего с куклой. Здесь нет искусственности, подделки под детскую психологию, есть настоящая музыка для маленьких слушателей, равно интересная и для взрослых".(20, с.218).

Словно тонкой акварельной кистью написана четвертая пьеса цикла "Снег танцует". Круг родственных ей образов позже еще детализированнее будет воплощен в прелюдии "Шаги на снегу". Однако и здесь Дебюсси дос­тигает необычайной колористичности звучания и яркой образной вырази­тельности. Пьеса "Снег танцует" выделяется из всех частей сюиты своей импрессионистической окраской. Она не просто пейзаж, картинка природы. Однообразно падающии снег вызывает у человека чувство грусти и собс­твенного одиночества. В музыке эти настроения переданы монотонностью движения, единообразия фигурального рисунка, служащего живописным то­ном для выразительных мелодических построении.

ПРИМЕР N 12.

Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты. (К нему он неоднократно обращался в своем фортепианном творчестве: Токката из сборника "Для фортепиано", пьеса "Движение" из I-й тетрады "Образов", "Сады под дождем" из "Эстампо"). В основе токкаты лежит характерный исполнительскии прием - быстрое чередование обеих рук, которое создает ощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочине­нии токкатный жанр отличен фактурным многообразием, очень интересным гармоническим языком, благодаря которому создается особый колорит не­устойчивости, недосказанности и зыбкости. Дебюсси обращается к верту­ознному не ради решения технических задач. Его импрессионистическая токката примечательна прежде всего своим необычным образным содержани­ем, которое позволяет отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и новаторским страницам "Детского уголка".

Большой поэтичностью и теплотой чарует пьеса "Маленькии пастух". В ней композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сооб­щает им большую реальность и эмоциональную насыщенность по сравнению наприме, с оркестровой Прелюдией к "Послеполуденному отдыху Фавна". В основе пьесы - два тематических элемента, имитирующих наигрыши малень­кого пастуха: созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный. Нес­мотря на различие характера, оба напева имеют общие черты: выделение звучания тритона, причудливый и капризный ритмическии рисунок, которо­му триоли придают ощущение свободы и непренужденности. Можно отметить

интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних _про­ _изведении Дебюсси .: первый наигрыш близок флейтовому лейтмотиву Фавна (Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"), а также основной теме Сиринкс "пьеса для флейты соло "Сиринкс").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подробно о музыке:

Способности как психолого-педагогическая категория
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В.В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих р ...

Из истории Регги
Музыка реггей зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка и явилась частью национально-освободительного антиколониального движения. Одной из форм его стало растафарианстао, возникшее в 30-е годы нашего столетия. Десятилетием раньше один из лидеров борьбы за права негров на Ямайке Маргус Гарви выдви ...

Музыка - 17 век
Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru