соседке по пансиону, и это особенно сближало их.
Богатырских сил Бородина хватало на все. По двенадцать часов – с пяти
утра до пяти вечера – он работал в лаборатории ;потом до восьми часов совер-
шал с Екатериной Сергеевной прогулки по живописным окрестностям Гедель-
берга, а время с восьми до двенадцати отдавалось музыке.
Занятия музыкой продолжались в Италии. Екатерина Сергеевна по состо-
янию здоровья должна была перебраться в более теплый климат. Местом при-
бывания она избрала город Пизу, куда приехал и Бородин. Днем он по-прежне-
му работал в лаборатории, а вечерами они вмести слушали итальянские народ-
ные песни, встречались с музыкантами, а иной раз Бородин отправлялся в мес-
тный оперный театр, садился в оркестр и играл в спектаклях партию виолонче-
ли.
Осенью 1862 года молодой талантливый русский ученый возвращается в
Москву. В России оставалась мать Бородина, которую он нежно любил. В пись-
мах из-за границы он подробно описывал ей распорядок дня, условия жизни,
окружающих его людей, музицирование в свободное время – все, все… даже
нарисовал план своей комнаты с точным расположением предметов обстанов-
ки. Письма трогали теплым заботливым отношением, доверчивой откровен-
ностью, только обращение в них были необыкновенными : “ душенька”, “ тету-
шка” – и никогда не встречалось слово “ мама”. Так его приучили с детства.
Мать не была повенчана с отцом – старым князем, человеком женатым, - поэ-
тому сын выдавался ею за племянника.
Итак, Бородин приехал в Россию довольный. Его ждала любимая работа и счастье с любимой женщиной, которая в ближайшем будущем станет его вер-
ной женой.
Он торопился увидеться с друзьями: с Сеченовым, Менделеевым. Но осо-
бенно Бородину хотелось встретится с Сергеем Петровичем Боткиным, товари-
щем по Медико-хирургической академии, который сейчас был профессором-
терапевтом.
Каждую неделю у Боткина собирались артисты, музыканты, писатели.
Научные интересы сочетались у него с художественными, и сам он горячо
любил музыку и играл на виолончели.
Однажды на прием к знаменитому врачу с жалобами на головные боли
пришел Балакирев. Однако довольно быстро музыка отодвинула на второй
план отношения доктора и пациента. Балакирев стал посещать боткинские
“субботы”. Здесь он и встретился с Бородиным, который не замедлил появить-
ся у самого Балакирева, став сразу же участником его кружка.
Во вкусах, взглядах и устремлениях Бородина обнаружилось много об-
щего с балакиревцами. Так же, как и они, он горячо любил музыку Глинки, с
которой он познакомился еще в студенческие годы на любительских вечерах
камерной музыки. В собственных композиторских опытах Бородин отдал дань
русской песне: среди его ранних сочинений – струнное трио на тему песни
“Чем тебя я огорчила,” а также песни, написанные в характере народных, для
голоса с сопровождением фортепиано и виолончели – “Разлюбила красна деви-
ца,” “Слушайте, подруженьки, песенку мою.”
У Балакирева Бородин познакомился с Кюи и со Стасовым, встретился
вновь со старым знакомым Модестом Петровичем Мусоргским. Войдя в музы-
Подробно о музыке:
Какие же существуют приемы для развития художественно-образного мышления?
Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и не столько в вертикальной ...
Лирико-психологические оперы
Чайковский явился создателем новой отрасли русского театра, ставшей очень любимой народом; композитор написал много разнообразных oпep, но лучшие из них принадлежат к роду лирико-психологической музыкальной драмы. До Чайковского область лирико-психологической оперы была отчасти затронута Даргомыжс ...
Группа «КИНО» и Виктор Цой
В популярности ленинградской группы "КИНО" есть что-то необъяснимое. И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит того или иного исполнителя в результате последовательности определенных событий; им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенс ...