причем сам проводил репетиционную работу.
Жизнь осложнялась еще и тем, что жена композитора, Екатерина Сергеев-
на, была тяжело больным человеком. Она любила своего мужа, ценила его ог-
ромное дарование, но создать ему уют и покой, окружить заботой не имела воз-
можности, так как большую часть года жила врозь с ним. При ее болезни – аст-
ме – ей вреден был сырой петербургский климат, и на зимние и осенние меся-цы переезжала к матери в Москву.
Римский-Корсаков и Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение.
«Скажите же еще ради бога, во время праздников не продвинулся ли “Князь Игорь”.Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы,» – взывал к композитору
Стасов.
Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину:
“Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть
его чудную оперу.”
Труднее всего было организовать исполнение произведений Бородина.
Сочиненное существовало или в его памяти и памяти товарищей, которым он все играл, или же в черновых записях на отдельных клочках бумаги. Но для того, чтобы исполнить произведение в концерте, нужна была партитура, кото- рую мог сделать только сам композитор. А у Бородина, перегруженного массой
научных и общественных обязанностей, никогда не оставалось на это времени.
Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. Между тем музыка Бородина превосходна,
познакомить с ней публику необходимо. Дело кончается тем, что Римский- Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все
втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, Бородин покрывает ис-писанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака (химик!) Затем Римский-Корсаков протягивает в своем кабинете веревки, на которых для просушки развешиваются покрытые лаком листы партитуры.
Но Бородину так и не удалось завершить свою оперу. 15 февраля 1887 го-
да Бородин скончался. Смерть наступила мгновенно.
Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную шерстяную русскую рубашку и си-
ние шаровары. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь
рост.
«Боже мой! Какой это был ужас! Какой крик вырвался у всех, - вспоми- нает его знакомая, присутствовавшая на вечере. – Все бросились к нему и тут
же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу со-
шлись все врачи и профессора, жившие в Академии. Почти целый час напря-
гали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства,
и ничто не помогало… И вот он лежал перед нами, а мы все стояли кругом в
наших шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено.
Помню, что последним пришел профессор Манассеин, когда уже все было ис-
пробовано. Он наклонился над ним, послушал сердце, махнул рукой и сказал:
“Поднимите же его”.»
Подробно о музыке:
Акустика музыкальных инструментов и человеческого голосового аппарата
Общие понятия о музыкальных инструментах
§ 1. Каждый музыкальный инструмент, независимо от его устройства, может состоять в основном из следующих главных частей:
а) з в у ч а щ е г о т е л а - основной части инструмента, издающей звук. Иногда его называют латинским словом в и б р а т о р, подраз ...
Творческий путь
Он продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания. Художники стремились выявить пороки общества и, критикова ...
Свинг
Вид Свинга, произошедший от слияния Lindy Hop и Jitterbug, используя усовершенствованный Американский Стиль техники бального танца. ...