Бородин

Статьи о музыке » Бородин

Страница 4

Не только вопросы оперного стиля волновали Бородина в связи с сочине-

нием “Князя Игоря”. Ничуть не меньше его заботила верность и правдивость воспроизведения исторических событий в опере.

Документальная тщательность, особенно в темах исторических, была

присуща и русскому реалистическому искусству – и в живописи, и в музыке, и в художественной литературе.

Композиторы “Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источ-

ников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил под-

ход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях.

В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит полов-

цам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия

оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора

представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правди-

вости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н.Майно-

ва Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследо-

вателю и путешественнику П.Хунфальви, расспрашивает о половцах и особен-

но об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором

сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных

песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и дру-

гие материалы для своей оперы. Музыка, которую он сочинял, выходила прек-расной и могучей.

Жизнь Бородина в это время была наполнена самыми разнообразными де- лами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они погло-

щали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Лекции и

лабораторные исследования в академии, участие в заседаниях ученого совета,

забота о женских медицинских курсах, об организации материальной помощи

учащейся молодежи. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к не-му постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Боро- дин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и от-

кладывая творческую работу.

«Мне всегда казалось странным, - замечал Римский-Корсаков, - что неко- торые дамы стасовского общества и круга, по-видимому восхищавшиеся ком-

позиторским талантом Бородина, нещадно тянули его во всякие благотвори-тельные комитеты и запрягали в должности казначея и т.п., отнимая у него вре-

мя, которое могло бы пойти на создание чудесных художественно-музыкаль-

ных произведений; а между тем благодаря благотворительной сутолоке оно раз-

менивалось у него на мелочные занятия, выполнить которые мог бы и не такой

человек, как Бородин. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, испол- ненную самоотречения по инерции.»

Но жить совсем без музыки Бородин не мог. И если не удавалось сочи-

нять – для этого нужны были протяженные отрезки времени, - то он выкраивал какие-то часы на музыкальное исполнительство; дирижировал любительским

оркестром своей Медико-хирургической академией, женским хором слуша- тельниц Врачебных курсов, организовал не один концерт в пользу этих курсов,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Строи
С экспериментами над конструкциями лютен, начались и эксперименты с системами их строев, за несколько десятилетий приведшие к полному отказу от «старого» ренессансного строя. Первый из таких экспериментов - перестройка внутренних «игровых» хоров, а не басов (например, м3-5-4-б3-4, или 4-4-б3-м3). В ...

Эмиль Григорьевич Гилельс
Эмиль Григорьевич Гилельс /1916-1985/ Творчество Гилельса по справедливости относят к наивысшим достижениям пианизма XX столетия. Во всем мире общепризнано его феноменальное и почти не знающее себе равных мастерство музыканта. «Есть в мире много талантливых пианистов и несколько больших мастеров, к ...

Воспитание стабильного ощущения руки в подвешенном положении как основа ее функционирования
Ощущения подвешенного состояния руки относятся к кате­гории фундаментальных, поскольку они позволяют организо­вать все ее силовые - двигательные действия. Подвешенное положение руки воспитывается на базе двух основополагающих факторов: 1) минимально необходимые напряжения мышечных групп области пле ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru