Не только вопросы оперного стиля волновали Бородина в связи с сочине-
нием “Князя Игоря”. Ничуть не меньше его заботила верность и правдивость воспроизведения исторических событий в опере.
Документальная тщательность, особенно в темах исторических, была
присуща и русскому реалистическому искусству – и в живописи, и в музыке, и в художественной литературе.
Композиторы “Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источ-
ников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил под-
ход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях.
В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит полов-
цам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия
оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора
представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правди-
вости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н.Майно-
ва Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследо-
вателю и путешественнику П.Хунфальви, расспрашивает о половцах и особен-
но об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором
сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных
песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и дру-
гие материалы для своей оперы. Музыка, которую он сочинял, выходила прек-расной и могучей.
Жизнь Бородина в это время была наполнена самыми разнообразными де- лами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они погло-
щали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Лекции и
лабораторные исследования в академии, участие в заседаниях ученого совета,
забота о женских медицинских курсах, об организации материальной помощи
учащейся молодежи. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к не-му постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Боро- дин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и от-
кладывая творческую работу.
«Мне всегда казалось странным, - замечал Римский-Корсаков, - что неко- торые дамы стасовского общества и круга, по-видимому восхищавшиеся ком-
позиторским талантом Бородина, нещадно тянули его во всякие благотвори-тельные комитеты и запрягали в должности казначея и т.п., отнимая у него вре-
мя, которое могло бы пойти на создание чудесных художественно-музыкаль-
ных произведений; а между тем благодаря благотворительной сутолоке оно раз-
менивалось у него на мелочные занятия, выполнить которые мог бы и не такой
человек, как Бородин. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, испол- ненную самоотречения по инерции.»
Но жить совсем без музыки Бородин не мог. И если не удавалось сочи-
нять – для этого нужны были протяженные отрезки времени, - то он выкраивал какие-то часы на музыкальное исполнительство; дирижировал любительским
оркестром своей Медико-хирургической академией, женским хором слуша- тельниц Врачебных курсов, организовал не один концерт в пользу этих курсов,
Подробно о музыке:
История возникновения органа
Орган – древний инструмент. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана. В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе – это и есть флейта Пана. Считалось, что придумал его ...
Николо Паганини
Николо Паганини
(1782—1840)
Итальянский скрипач, композитор. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл под руководством отца — мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких учителей, но обучался самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в Италии, с 1828 — ...
Воспитание стабильного ощущения веса руки
Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с поднятыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно находиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду игра как в положении стоя ...