Бородин

Статьи о музыке » Бородин

Страница 4

Не только вопросы оперного стиля волновали Бородина в связи с сочине-

нием “Князя Игоря”. Ничуть не меньше его заботила верность и правдивость воспроизведения исторических событий в опере.

Документальная тщательность, особенно в темах исторических, была

присуща и русскому реалистическому искусству – и в живописи, и в музыке, и в художественной литературе.

Композиторы “Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источ-

ников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил под-

ход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях.

В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит полов-

цам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия

оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора

представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правди-

вости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н.Майно-

ва Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследо-

вателю и путешественнику П.Хунфальви, расспрашивает о половцах и особен-

но об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором

сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных

песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и дру-

гие материалы для своей оперы. Музыка, которую он сочинял, выходила прек-расной и могучей.

Жизнь Бородина в это время была наполнена самыми разнообразными де- лами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они погло-

щали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Лекции и

лабораторные исследования в академии, участие в заседаниях ученого совета,

забота о женских медицинских курсах, об организации материальной помощи

учащейся молодежи. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к не-му постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Боро- дин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и от-

кладывая творческую работу.

«Мне всегда казалось странным, - замечал Римский-Корсаков, - что неко- торые дамы стасовского общества и круга, по-видимому восхищавшиеся ком-

позиторским талантом Бородина, нещадно тянули его во всякие благотвори-тельные комитеты и запрягали в должности казначея и т.п., отнимая у него вре-

мя, которое могло бы пойти на создание чудесных художественно-музыкаль-

ных произведений; а между тем благодаря благотворительной сутолоке оно раз-

менивалось у него на мелочные занятия, выполнить которые мог бы и не такой

человек, как Бородин. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, испол- ненную самоотречения по инерции.»

Но жить совсем без музыки Бородин не мог. И если не удавалось сочи-

нять – для этого нужны были протяженные отрезки времени, - то он выкраивал какие-то часы на музыкальное исполнительство; дирижировал любительским

оркестром своей Медико-хирургической академией, женским хором слуша- тельниц Врачебных курсов, организовал не один концерт в пользу этих курсов,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Сонатная форма в музыке импрессионистов и экспрессионистов XX века
В то время, как у Чайковского возникает новое качество в трактовке классической и романтической сонатной формы и само это новое качество получает блестящее развитие в музыке XX века, особенно в творчестве Шостаковича, в те же годы, что и Чайковский, но по-иному пути шел Дебюсси, создавая свои ярки ...

Функциональная неустойчивость
Данный вид неустойчивости возникает при последовательном соединении аккордов. При этом необходимо рассматривать все интервалы, образующиеся при их взаимодействии. То есть, не только те которые образуются в рамках одного голоса, но и те которые создаются перекрестными связями между голосами. По сут ...

Святослав Теофилович Рихтер
Святослав Теофилович Рихтер /1915—1997/ « .Это был поистине великий день моей долгой музыкальной жизни, да и не только моей . — заявила после встречи с пианистом в Америке, в прославленном Карнеги-холл Розина Левина (учительница Вана Клиберна). — Слушая Рихтера, я все время ловила себя на мысли, ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru