Все было кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий
сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная, в это время была в Москве…
Немедленно в осиротевший дом вместе со Стасовым отправился Рим-
ский-Корсаков и перевез к себе все нотные рукописи Бородина.“Князь Игорь”
так и остался недописанным. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков
не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора “Игоря”,
по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин.
На другой день Римскому-Корсакову пришлось услышать от разных лю- дей одно и то же: «Ну, теперь “Игорь” будет окончен». Композитор принял это
как само собой разумеющееся. Более двадцати лет длилась дружба Бородина и
Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся “Князь Игорь”.
На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь
город до кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом
с Мусоргским.
Через несколько дней в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков,
Глазунов, Беляев. Было решено, что помогать Римскому-Корсакову будет Гла-
зунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к “Князю Игорю”, кото-рую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана.
С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: «Работа над оркестровкой “Князя Игоря” шла …
легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась».
Наступило 23 октября 1890 года. В этот вечер в Мариинском театре сос-
тоялась премьера оперы “Князь Игорь”.Успех был огромен. Страшно подумать,
что русская музыка могла бы остаться без “Князя Игоря”, не будь Римского-Корсакова.С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-граж- данина он героически принял на себя огромный труд.
Прирожденный оперный композитор, впоследствии автор пятнадцати опер, на годы редактирования “Хованщины” умершего Мусоргского и “Князя
Игоря” Римский-Корсаков совсем отказался от сочинения опер. К этому следу- ет добавить, что он выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив
не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра.
Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти две
гениальные оперы от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творче-
ским подвигом.
Подробно о музыке:
Жанровое своеобразие
Византийская гимнография вошла в духовную культуру Руси и стала общей частью гимнографии всех славянских народов православного вероисповедания. Новые песнопения, возникшие на русской почве, были связаны с важнейшими событиями истории Руси, с местными церковными праздниками русских святых, которые ...
Основные проблемы второго этапа работы
Составив художественный план исполнения, наметив своё эмоциональное отношение, исполнитель технически закрепляет музыкальную фактуру произведения, то есть способ изложения музыкальной мысли, который в свою очередь ставит проблему, связанную с аппликатурой
.
Аппликатуру можно считать правильной, е ...
Продюсерская команда
В зависимости от продюсерской команды, объема выполняемых задач и системы управления продюсеры могут быть квалифицированны как генеральный, исполнительный, линейный, проектный, креативный и другие. Вне зависимости работает ли продюсер над конкретным участком проекта или координирует весь проект, о ...